| Поделиться |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
| Поделиться |
19.6.2010, 23:20
Сообщение
#1
|
|
![]() Крупный специалист ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователь Сообщений: 267 Регистрация: 16.2.2010 Вставить ник Цитата Пользователь №: 1773 Страна: Россия Город: Не указан Пол: Муж. Репутация: 3
|
25 марта (точная дата не установлена. это примерно 3-4 недели до христианской пасхи) проводят обряд закличек Весны (богини Живы).
Люди радовались тому, что с каждым днем приближалась пасха, обозначавшая наступление весны. В этот день женщины впекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались "грачами", "жаворонками" или просто "птичками". Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички: Жаворонки, жавороночки! Прилегпите к нам, Принесите нам лето теплое! Нам зима надоела, Весь хлеб у нас поела, Всю скотинку поморили. В некоторых закличках содержались обращения к живительным силам природы: Весна, весна красная Приди, весна, с радостью, С радостью, с огромною милостию: Со льнам большим, С корнем глубоким, С хлебом великим. Во многих местах печенье выпекали в форме небольших крестиков. Считалось, что крестообразное пе-ченье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весной, во время севау их бросали в сетево - особое решето, из которого сеяли зерно. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле и работавшему на ней пахарю. Крестообразная форма выпечки сложилась под влиянием христианства, а сам обряд сохранился с более древних времен. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйку хмеля или монетку. Впрочем, иногда могли запечь и таракана. Собравшись за столом, все члены семьи брали по одному печенью и одновременно их разламывали. Обнаруженное зерно означало богатство, таракан - будущие сплетни, чешуйка хмеля - веселье. Часто кресты давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки - заклички: Крестики, крестики, жавороночки, Крест подают и водой обдают, Половина - то говина перевалится, Кадка с молоком перекатится* (*Говином назывался пост, время говенья, ограничения в еде.) В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Девицы так же совершали свои заклички, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, поют: Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, С великою милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными. Весна красна! На чём пришла, На чём приехала? На сошечке, на бороночке? Расстилают на поле новый холст, кладут на него круглый пирог и, вновь обращаясь на восток, произносят: “Вот тебе, матушка Весна!”. С этого дня начинают петь весенние обрядовые песни-веснянки, посвещённые богине девичьей любви Леле, покровительнице влюблённых. Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев или прятали его под застрехи в сараях или домах. Оставшееся печенье съедали или скармливали скоту. Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к морозу. Для него пекли небольшие шарики - колобки. Их выбрасывали на улицу, приговаривая: Мороз Красный нос, Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся подобру - поздорову. -Иногда вместо колобков варили овсяный кисель и выставляли его в миске на краю поля или просто на крыльцо. Затем Мороз приглашали отведать кушанье: Мороз- Мороз, не тронь мой овес, Приходи кисель есть. Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам. |
|
|
|
![]() ![]() |
|
Текстовая версия | Сейчас: 2.11.2025, 2:41 |