![]() |
Поделиться |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Поделиться |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 1778 Регистрация: 8.1.2007 Вставить ник Цитата Пользователь №: 81 Страна: Россия Город: Москва Пол: Жен. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека — с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов информационного метаболизма, или социотипов.
Социотип определяет возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью и, в частности, при отношениях с людьми, его сильные и слабые стороны. Каждый тип обладает своими сильными и слабыми сторонами, особенностями поведения, способом мышления и принятия решений, взглядами на жизнь и ценностями. Естественно, характер человека зависит и от воспитания, окружения, образования и многих других факторов. Одинаковыми типами могут обладать люди из совершенно различных слоев населения: политик, учёный, беспризорник, но их объединяют схожие реакции на подобные ситуации, близкие взгляды на жизнь. Согласно соционической теории, социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций может меняться. При разделении всего социона по четырём юнговским дихотомиям (логика-этика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, иррациональность-рациональность) образуется 16 соционических типов: «Дон Кихот», «Искатель» — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал) «Дюма», «Посредник» — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал) «Гюго», «Энтузиаст» — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал) «Робеспьер» (Декарт), «Аналитик» — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал) «Гамлет», «Наставник» — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал) «Максим Горький», «Инспектор» — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал) «Жуков», «Маршал» — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал) «Есенин», «Лирик» — интуитивно--этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал) «Наполеон» (Цезарь), «Политик» — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал) «Бальзак», «Критик» — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал) «Джек Лондон», «Предприниматель» — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал) «Драйзер», «Хранитель» — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал) «Штирлиц», «Администратор» — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал) «Достоевский», «Гуманист» — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал) «Гексли», «Советчик» — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал) «Габен», «Мастер» — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал) |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 1778 Регистрация: 8.1.2007 Вставить ник Цитата Пользователь №: 81 Страна: Россия Город: Москва Пол: Жен. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Признак Рейнина «Квестимность – деклатимность»
Авторы: Девяткин Александр Сергеевич и Клеопов Павел Евгеньевич ТИМ (тип информационного метаболизма) "" На данном этапе развития соционики мы сталкиваемся с нехваткой и разрозненностью методов выявления большинства признаков. В этой статье попробуем объединить и структурировать известные на данный момент способы диагностики одной из дихотомий: Квестимность – Деклатимность. Признак Рейнина Квестимность – Деклатимность определенным образом влияет на способ общения человека. Особенно ярко он заметен в устном разговоре, хотя, проявляется и в письменной речи. Начнем с классического описания этого признака, данного Аушрой Аугустинавичюте. «Квестимность – способность говорить в вопросительных интонациях. Когда квестим говорит, он уверен, что его слушают, обращается сразу ко всем, не требует от собеседника внимания – сам же слушает внимательно, глядя на собеседника». «Деклатимность – способность говорить утвердительно. Деклатиму нужно "внимать", когда он говорит. Он следит за собеседником, замолкает, когда его не слушают. Из нескольких собеседников выбирает одного, неохотно переключается. Сам же, в момент беседы делает, что угодно». «О квестимах уже с самого начала было известно, что эти люди, говорят преимущественно в вопросительных интонациях и как бы менее категорично, чем деклатимы. Квестим всегда, в какой-то мере, спрашивает, как бы стараясь не навязывать своё мнение... У квестима в глазах вопросительный знак. У деклатима, склонного к декларированию, утверждению различных истин – восклицательный». «У квестимов – склонность "вещать на месте". Они не то чтобы не заботятся о слушателе, в них живёт уверенность, что если он решил что-то сказать, то близкие явятся к нему, как только услышат начало этого вещания. Деклатимы в этом отношении представляют собой нечто совершенно иное. Они, прежде чем начать говорить, находят слушателя, а когда слышат, что в другой комнате начали разговаривать, идут посмотреть, что там происходит...» «Квестимов вдохновляют и растормаживают восклицательные знаки и категорический тон деклатима. <…> Деклатимов – вопросительные, требующие помощи и располагающие к совету интонации квестима». В работе [1] авторы дают следующее, на наш взгляд, весьма точное определение: Квестимность – Такая установка сознания, при которой в коммуникации идет ориентация на партнера (побуждение к коммуникации является внешним). Деклатимность – Такая установка сознания, при которой в коммуникации идет ориентация на себя (побуждение к коммуникации являются внутренним). Квестимность – способность говорить вопросительно, в форме диалога. Квестиму важно получить обратную связь от собеседника, завязать диалог. Монологи для квестима тяжелы, предпочтение отдается диалогам. Квестим нередко начинает с фраз следующего типа – «о чем вам рассказать?», «что бы вы хотели услышать?» и строит свою речь более короткими, чем деклатим, частями (опять же, для того, чтобы получить обратную связь от собеседника). Квестимы задают вопросы с целью получить ответ от собеседника, и уже в зависимости от ответа строят дальнейшую речь. Они не редко отвечают вопросом на вопрос. Деклатимность – способность говорить утвердительно, в форме монолога. Деклатиму важно высказать свою мысль до конца, целым блоком, не вступая в диалоги. Деклатимы часто многословны. Ответы на вопросы у деклатимов более распространенные, чем у квестимов, звучат в утвердительном тоне: «Ну, вы же знаете, что….» При попытках перебить его, деклатим повышает интонацию голоса, не давая сделать это. Когда его перебивают сбивается, обычно пережидает, пока не стихнут комментарии, прежде чем продолжить рассказ. Поэтому сам склонен выполнять просьбу «не перебивать», ждет окончания рассказа собеседником. Если деклатим повторяет заданный ему вопрос, то, скорее всего, он берет паузу для формулирования ответа, обратная связь не требуется. Если деклатим в ходе своего рассказа задает вопросы, то это вопросы риторические, или имеющие своей целью подведение слушателя к определенной позиции или точке зрения. Часто бывает, что ответ у самого деклатима готов заранее. Слушая чужой рассказ, деклатим менее склонен задавать вопросы по ходу, зато, когда подойдет время, выдаст их целым блоком, и желает такого же отношения к себе. Например, лекторы квестимы просят задавать вопросы сразу, а деклатимы предлагают аудитории сначала дослушать лекцию, а уж потом задавать вопросы. У деклатима существует уверенность в том, что если его дослушают до конца, то все вопросы отпадут сами собой. Подытожим все вышесказанное: Квестим – это человек склонный задавать вопросы, для него важна обратная связь с собеседником, ему проще общаться с собеседником в форме диалога. Деклатим – это человек склонный говорить утвердительно, для него обратная связь с собеседником имеет второстепенное значение, общаться проще в форме монолога. Когда деклатим разговаривает с квестимом, то, как правило, разговор этот сводится к кратким вопросам квестима и распространенным ответам деклатима. Разговор двух квестимов состоит из относительно коротких фраз, вопросов и ответов, зачастую не законченных. Разговор двух деклатимов представляет собой как бы обмен небольшими повествованиями, это даже не диалог, а скорее несколько монологов, поочередно сменяющих друг друга. Деклатим старается быть в разговоре «ведущим», а квестим «ведомым». Квестиму и деклатиму проще общаться между собой, чем двум деклатимам или двум квестимам. Это находит свое логическое подтверждение и в том, что в любой дуальной паре один из партнеров – квестим, а другой – деклатим. При диагностике данного признака довольно действенным методом являются деликатные попытки перебить человека, вклиниться в его речь. Если диагностируемый легко прекращает повествование и обращает свое внимание к собеседнику, не выказывая недовольства – перед вами квестим. Деклатим попробует пресечь такие попытки повышением интонации голоса, возможно, характерным жестом руки, означающим, что он готов вас выслушать, но только после того как закончит собственный монолог. Так же стоит обращать внимание на продолжительность монологов и общее количество вопросов исходящих от диагностируемого, учитывая, что риторические, не требующие ответов, и вопросы с готовым ответом – признак деклатимности. Важно замечать и внешние признаки, вопросительный знак в глазах человека говорит за квестимность, восклицательный – за деклатимность. У деклатимов в голосе больше утвердительных, даже категоричных интонаций, у квестимов – вопросительных, даже утвердительные предложения квестима иногда звучат как вопросы. В письменной речи деклатим склонен заменять вопросительное по смыслу предложение на повествовательное. Квестим же наоборот склонен заменять повествовательное предложение вопросительным, как бы требующим ответа, «провоцирующим» читателя на ответную реакцию, ввод читателя в режим диалога с автором. Очень важно не забывать и то обстоятельство, что на практике не бывает «стопроцентных» квестимов или деклатимов (в каждом человеке представлено сочетание обоих признаков, как и в любых других соционических дихотомиях), но один из признаков непременно преобладает. Его можно определить, как наиболее проявленный, чаще встречающийся, бросающийся в глаза."" болевые точки соционических типов - http://www.socionik.com/thread/2264.html : ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА – болевая функция Робеспьера и Достоевского. Люди с сильной этой функцией характеризуются тем, что также плотно воспринимают окружающий мир. Но он в них не вызывает каких-то значимых ощущений. Зато они, как губки, впитывают всю воспринимаемую информацию об окружающей действительности – с накоплением подобного опыта становятся большими знатоками что и как делается, что бывает, а чего не бывает. Это позволяет им во многих ситуациях находить решения, которые кратчайшим путём ведут их к цели. Цели бывают разные – у кого-то цель украсть миллион, у кого-то – построить космическую ракету. Если лучше всего подраться, значит подерусь. Если лучше всего убежать, значит убегу. Самое простое решение в данной ситуации и есть самое правильное. Людей с этой функцией больной деморализует то, что относится к достижению своих целей (умению добиться своего в противостоянии с другими) и к собственной воле (не растеряться в нужный момент). В случае чрезмерного развития болевой функции это может проявляться в чрезмерной и ненужной неуступчивости – человек боится уступить что-нибудь важное, оказаться в глазах окружающих слишком мягким и потому берёт за правило не сдавать вообще ничего. Если кто-нибудь у них что-нибудь отбирает (или заставляет) неправедным по их мнению путём, то для них дело чести вступить в открытое противостояние даже с противником значительно превосходящим по силам – в «простых» коллективах это проявляется в виде обыкновенной драки, в более «цивилизованной» среде они могут начать с яростью созывать общее собрание, организовывать общественное мнение. Представителя этого типа легко «взять на слабо не испугаться». В стремлении добиться своего решают, что раз уж действовать, то не брезговать никакими методами и могут дойти до циничного прагматизма, но пути чаще выбирают не самые оптимальные, а потому всё выглядит очень жалко (см пример выше про суетливую мадам). Вместе с тем у них проявляется некая нерешительность, долгие раздумья и взвешивания шансов – это связано с боязнью утратить свои позиции, потерять что уже имеют, боязнью попасть в зависимость. В противоположном случае, когда больная функция игнорируется, человек полностью устраняется из социальной жизни т.к. боится, что с ним что-нибудь сделают против его воли. Любые противостояния обзываются детской вознёй, недостойной серьёзного человека. Наиболее эффективные, но силовые решения, называются нецивилизованными: «Бог им судья!» - и всё такое. Таких людей раздражает назойливость – потому что это один из способов добиться своего и потому приходится напрягаться чтобы противостоять. Может раздражать в других людях стремление «получить своё» любыми способами, вопреки действующих норм и правил. |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 19.6.2025, 21:29 |