![]() |
Поделиться |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Поделиться |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 10147 Регистрация: 22.6.2009 Вставить ник Цитата Из: Онега Пользователь №: 1352 Страна: Россия Город: Не указан Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Вопрос об отношении к истории - это, в огромной мере, вопрос об отношении к авторитету как явлению - и, следовательно, к авторитетам. В этом смысле можно условно обозначить четыре принципиально разных подхода к истории.
1. Традиционный самостоятельный. Его сторонник в принципе верит на слово летописцам, историкам и т. д. - то есть они для него авторитеты; но относительные, поскольку при противоречиях между ними, всяческих неясностях человек сам решает, кому верить; для него нет абсолютного авторитета, который для него безусловно выше других. Я считаю такой подход, по идее, оптимальным (собственно, он в основном и двигает историческую науку вперёд) - и, соответственно, сам стараюсь его придерживаться. Но на практике он годится только для тех, кто основательно занимается историей : при поверхностном знании предмета (будь то история или что бы то ни было) самостоятельные суждения часто оказываются просто несерьёзными. 2. Традиционный несамостоятельный. Тут человек следует одной из традиционных версий истории - советской, нынешней официальной и т.п. - иногда не вполне последовательно, к тому же может переходить с одной на другую. Сторонник такого подхода весьма чётко (пусть и необъективно - тут уж ничего не поделаешь) делит источники и историков на авторитетные для него и те, с которыми он не считается. Этот путь оптимален для тех, кто в историю не углубляется, но и быть в ней невеждой (равно как и бесконечно дёргаться между противоречащими друг другу версиями) не хочет. То есть он уместен для большинства - во всяком случае, до тех пор, пока люди не поняли, что хорошо знать историю должны все. 3. Революционный самостоятельный. Его приверженец никаких авторитетов не признаёт и пишет историю "с нуля", просто отметая все факты и мнения, которые не вписываются в его схему. То есть - навязывает себя всем в качестве единственного (а потому - абсолютного) авторитета; часто - не только в истории : такие люди вообще склонны учить всех всему и вся. Иногда такие люди весьма сведущи в истории (и тогда отдельные их идеи бывают весьма полезными для развития исторической науки), просто чрезмерно амбициозны. 4. Революционный несамостоятельный. Этим путём идут последователи только что упомянутых "гениев". Обычно это люди с большими амбициями, но слабым знанием истории. Формально они часто, повторяя слова своих учителей, отвергают любые авторитеты, не замечая того, что на деле их суждения об истории полностью зависят от схемы, нарисованной соответствующим "создателем новой исторической науки", который и является для них абсолютным авторитетом. Хорошая иллюстрация отношений между действительным отрицателем авторитетов и его последователем - Базаров и Аркадий из "Отцов и детей". -------------------- Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
Крупный специалист ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователь Сообщений: 481 Регистрация: 26.6.2007 Вставить ник Цитата Пользователь №: 273 Страна: Россия Город: Архангельск Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Цитата А придерживаются ли историки официальной версии или какой-либо существующей школы - это непринципиально. В данном случае важно иное : если серьёзный историк - значит, может быть авторитетом; вопрос в том, признавать ли его таковым. Тут уж, действительно, если только посмеяться над "термином" "серьёзный историк" (уж не тот ли, что всеми доступными методами громит оппонентов?).Некий общий вывод: возможности доступа к информации – в т.ч., информации о событиях, каковая и формирует т.ск. сеть, канву исторической науки (по сути, история есть матрица, состоящая из однородных элементов: «тогда-то там-то произошло нечто») – в целом растут и, соответственно - по крайней мере, теоретически – знание о прошлом должно становиться всё более достоверным (каким бы парадоксальным ни казался сей факт); чему мы являемся свидетелями и, в некоторой мере, участниками. В формировании сей канвы принимает участие всё больше людей – людей разных профессий и различного жизненного опыта. Что делает вырабатываемую канву более прочной (попробуй-ка, историк наплети какому-нибудь снабженцу о том, как 300 тысяч всадников сумели проскакать тысячу километров, не передОхнув от голода и болезней!). Также, «естественно», нарастает и встречная «волна» - волна «компетентных» опровержений («да ты куда без «корочек», лезешь, профан?!»), волна фальсификаций,- вплоть до самых грубых и нелепых (по принципу Геббельса: «для того, чтобы люди поверили в ложь, она должна быть чудовищной и повторена многократно»). Разобраться в сём хитросплетении – вопрос, скорее, не объёма знаний (увы, у подавляющего большинства оный неизбежно ограничен), а методологии их обретения и использования. Сообщение отредактировал А.И.Агафонов - 27.4.2010, 15:34 |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 17.7.2025, 21:17 |