![]() |
Поделиться |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Поделиться |
![]()
Сообщение
#1
|
|
Крупный специалист ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователь 21 Сообщений: 273 Регистрация: 25.11.2006 Вставить ник Цитата Пользователь №: 8 Страна: Россия Город: Нижний Новгород Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Половая психопатия
Рихард фон Крафт-Эбинг Несколько глав из книги, имеющих отношение к гомосексуализму. По материалам Научного Центра психического здоровья РАМН. Предисловие. Предисловие тут дано, чтобы дать читателю какое-то представление о книге и об авторе. То есть не имеет прямого отношения к теме, поэтому убрано в спойлер. Раскрывающийся текст Предлагаемый вниманию читателей монументальный труд немецкого психоневролога Рихарда фон Крафт-Эбинга — книга очень непростой судьбы, оказавшая сложное влияние и на перипетии личной жизни ее автора, и на формирование научных представлений о сексуальном поведении человека. Крафт-Эбинг родился в 1840 г. в Мангейме, откуда после окончания средней школы он переехал вместе с родителями в Гейдельберг, где жил его дедушка по материнской линии — адвокат, снискавший значительный авторитет своей правозащитной практикой. Под его благотворным влиянием юноша начинает изучать медицину, но вскоре, заболев тяжелой формой тифа, вынужден отправиться в Швейцарию. После выздоровления, увлеченный лекциями знаменитого психиатра В. Гризингера, он продолжает учебу в Цюрихе и специализируется по психоневрологии. Заняв в 1870 г. профессорскую кафедру в Страсбурге, он публикует несколько фундаментальных руководств (в их числе: «Основы криминальной психологии», 1872; «Учебный курс судебной психопатологии», 1876 и др.), систематически приглашается и часто выезжает в качестве консультанта во многие европейские страны (в том числе в Россию и Англию), завоевывает репутацию самого эрудированного психоневролога континента. И вот на этом этапе, будучи на вершине славы, Крафт-Эбинг предпринимает акцию, которую в равной степени можно расценить и как легкомысленную, и как смелую (если угодно, даже героическую). В 1886 г. он публикует книгу «Половая психопатия», нарушая и ниспровергая этой пионерской работой все общепринятые (хотя и негласно) каноны благопристойности. Дело в том, что в течение многих веков, со времени укоренения в Европе христианства, любое упоминание секса из всех университетских кафедр изгонялось как грех, а в судах занятие им нередко безжалостно преследовалось как преступное деяние. Цитаделью же этого пуританско-аскетического взгляда в Европе с течением времени становится так называемое викторианство, связываемое с эпохой царствования английской королевы Виктории (1837—1901). Согласно установившемуся идеалу, благовоспитанные молодые люди в надлежащее время влюблялись, делали предложение руки и сердца, сочетались церковным браком, а затем во имя прокреации (то есть продления рода) время от времени совершали при потушенных свечах и под одеялом половой акт со своей супругой, неуклонно соблюдающей правило ladies don't move — дамы неподвижны (поскольку благовоспитанным дамам не позволялось извиваться в конвульсиях страсти и они должны были отдаваться мужьям пассивно, сохраняя полную двигательную и эмоциональную отключенность, вплоть до диссимуляции оргазма и каких бы то ни было иных положительных чувственных проявлений, — кодекс двойной морали в какой-то степени разрешал умеренные плотские радости только представителям сильного пола). И вот один из самых уважаемых европейских профессоров в одночасье ниспровергает всю эту тихую благость, нарушая обет молчания публикацией своей коллекции самых отвратительных, самых разнузданных, самых тошнотворных поведенческих актов, связанных до этого времени именно с плотно замаскированной, закрытой на все застежки сексуальной сферой. Тошнотворность представленных автором протокольных описаний, заставившая, дабы не шокировать аристократических читателей предпоследнего десятилетия XIX в., прикрыть наиболее крутые эпизоды завесой древней латыни, не утратила своего отталкивающего аромата и в наше вроде бы ко всему привычное время: медицинская сестра отделения сексопатологии психиатрического института, переписывавшая на машинке приготовленные мной для данного издания русские эквиваленты латинских вставок, через несколько дней отказалась от этой работы (потому что перепечатываемые тексты вызывали у нее приступы тошноты...). Своей монографией о половой психопатии Крафт-Эбинг прежде всего нанес такой сокрушительный удар по собственной к этому времени широко и прочно установившейся репутации, что отзвуки растерянности прослеживаются даже в некрологе, опубликованном «Бритиш медикал джорнэл» («The British Medical Journal»), игравшем роль рупора не только английских, но и европейских медиков; в номере за 3 января 1903 г., спустя одиннадцать дней после смерти ученого, в траурном сообщении соседствуют такие высказывания: «... среди его работ — шестикратно переиздававшееся руководство по психиатрии, а также руководства по судебной медицине и психопатологии... Его имя, к сожалению, приобрело скандальную известность благодаря книге, названной «Половая психопатия»... Крафт-Эбинг, однако (!), внес в неврологию много ценных разработок, заставляющих относиться к его имени с уважением...» А за 10 лет до этого, в 1893 г., то же периодическое издание высказывалось еще более категорично: «Мы всесторонне обсудили, следует ли нам вообще реагировать на появление этой книги... Мы подвергли сомнению целесообразность ее перевода на английский язык. Заинтересованные лица могут ознакомиться с ней по оригиналу. Лучше, если бы она была написана на латыни целиком, так, чтобы прикрыть ее содержание мраком и неясностями мертвого языка...» При этом буря, вызванная злосчастным вторжением в запретную сферу, не ограничилась британскими островами, так что Крафт-Эбинг был вынужден подать в отставку, отказавшись от кафедры в Страсбурге, и ограничиться заведованием небольшим санаторием недалеко от Граца в Австрия. Лишь к концу жизни он вновь занял высокий академический пост, унаследовав руководство клиникой и кафедрой Майнерта в Венском университете. Очень показательна и по-своему типична противоречивая динамика событий, определяющих оценку и судьбу книги и ее автора. С одной стороны, нелицеприятные, подчас уничижительные высказывания общепризнанных официальных объединений, а с другой — беспрерывная череда переводов на большинство языков мира и многочисленные все более объемистые переиздания (так, характерно, что первый перевод на русский язык сделан с тринадцатого, дополненного издания). Объяснение этих противоречий — в своеобразии тактики, избранной Крафт-Эбингом: он посягнул на заглавный тезис христианской церкви, отнюдь при этом не объявляя ей войны. По существу, Крафт-Эбинг осмелился повторить прегрешение змея-искусителя, заставившего первых людей вкусить запретный плод познания, изначально связанного именно с сексуальной сферой: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Змей был хитрее всех... И сказал змей жене:... но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания...» После этого, как известно, изгнал Господь грешников из сада Эдемского, и наказал их всех, сказав при этом Адаму: «... за то, что ты послушал голос жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него»... в поте лица твоего будешь есть хлеб...» «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей...» «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между... семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Первая книга Моисеева, Бытие, гл. 2 и 3). Нетрудно заметить, что из всех трех грешников самая тяжкая кара возлагается именно на змея-искусителя, а в период, когда наука, выйдя из монастырских келий, где она веками находила укрытие, и обретя полную самостоятельность, начала чем дальше, тем настойчивее теснить церковь, Крафт-Эбинг не только следует по проложенной змеем стезе, поливая живительной влагой бесчисленных фактов древо познания, но и, вроде бы провозглашая анафему описываемым в его книге злодеям, в то же время пытается перехватить у Всемилостивейшего его суверенное право прощать (даже в официальной церковной иерархии даруемое далеко не всем ее представителям) — ведь именно он в своей книге первый приводит развернутые аргументы, доказывающие, что гомосексуализм — не проявление злой воли, а болезненное расстройство и, следовательно, гомосексуалов следует не карать, а лечить. При этом Крафт-Эбинг сочетает осуждающие эпитеты и оправдательные мотивы в такой пропорции, что временами вводит в заблуждение даже некоторых современных сексологов. И все же, по иронии судьбы, в наши дни имя Крафт-Эбинга сохраняется только благодаря фундаментальной сексологической работе, в то время как большинство других его трудов прочно забыты. Безжалостное время за прошедшие с момента публикации сто с лишним лет многое в научных взглядах изменило; сегодня уже, по существу, ушло из употребления само понятие половой психопатии; не принимается наукой и предлагаемая им расстановка причин, среди которых слишком часто и без достаточных оснований фигурируют «порочная наследственность», «моральное вырождение» и в особенности мастурбация, рассматриваемая как самый универсальный механизм подавляющего большинства половых нарушений. Однако именно Крафт-Эбинг был первым из первых, отважившихся представить подробнейшие описания половых извращений и девиаций, прежде всего таких, как гомосексуализм, фетишизм, эксгибиционизм, зоо- и некрофилия, а также всесторонне рассмотреть их медико-биологические и правовые аспекты и предложить объединяющую их концептуальную гипотезу. Именно эти разработки, положившие начало формированию новой научной отрасли человеческого знания — сексологии, определяют высочайшую общую оценку как огромных заслуг смелого и прозорливого ученого, так и значения издаваемой книги. Г. С. ВАСИЛЬЧЕНКО, профессор, руководитель Федерального Российского научно-методического центра медицинской сексологии и сексопатологии. СКЛОННОСТЬ К СОБСТВЕННОМУ ПОЛУ КАК ЯВЛЕНИЕ ПРИОБРЕТЕННОЕ У ОБОИХ ПОЛОВ ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОЛОВЫЕ СНОШЕНИЯ (СОДОМИЯ) ПЕДЕРАСТИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕ БОЛЕЗНИ, А РАЗВРАЩЕННОСТИ ЛЕСБИЯНСТВО -------------------- Соучредитель журнала "Сверхновая Реальность" и его нижегородский представитель.
Член оргкомитета НТОРЭС им. А.С. Попова. |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
Крупный специалист ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователь 21 Сообщений: 273 Регистрация: 25.11.2006 Вставить ник Цитата Пользователь №: 8 Страна: Россия Город: Нижний Новгород Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Что может дать наивысшее ощущение женского сладострастия, если все-таки для тебя недоступно зачатие? Какая польза от всех этих порывов женской любви, если для своего удовлетворения тебе приходится довольствоваться женщиной же, если даже во время совокупления она принимает тебя за мужчину? Как приходится стыдиться своего женского запаха! Как унижает мужчину эта привязанность к нарядам, к одежде. Даже подвергшись полному превращению, даже забыв совершенно половое чувство мужчины, он все-таки не может чувствовать себя женщиной; он хорошо знает, что раньше он не всегда обладал половой чувствительностью, что он тоже был просто человеком, не подвергшимся еще половой дифференциации. И вот теперь он принужден вдруг забыть свою прежнюю индивидуальность, должен носить ее как маску, чувствовать себя постоянно женщиной и страдать то от периодически наступающих через каждые 4 недели расстройств, то от неудовлетворенного женского сладострастия в промежутках. Когда же наконец он, проснувшись утром, не будет чувствовать себя женщиной? Он жаждет момента, когда ему можно было бы поднять маску, но этот момент не наступает. Небольшое утешение в своем несчастье он получает, когда надевает какую-нибудь часть женской одежды — белье, наряд и пр. Одеваться вполне как женщина он не смеет. Исполнять свои профессиональные обязанности в качестве актрисы, переодетой в мужской костюм, и не видеть конца этой игры — задача нелегкая. Только религия спасает в этих случаях от грубых проступков, но она не избавляет от мучений, когда индивид с женскими чувствами подвергается таким же искушениям, как настоящая женщина. Разве это не муки, когда солидный мужчина, пользующийся большим доверием и авторитетом, только и думает что о своей — хотя бы даже воображаемой матке; когда он, вернувшись после тяжелого дневного труда, не находит лучшего занятия, как оценивать дамские туалеты, критиковать их женскими глазами, читать на лице женщин их мысли; когда модный журнал (это было у меня уже в детстве) доставляет такой же интерес, как и научное сочинение; когда приходится скрывать свое душевное состояние от своей жены, мысли которой, однако, прекрасно понимаешь по ее лицу, потому что сам чувствуешь по-женски, и когда знаешь, что она все-таки видит происшедшее в тебе физическое и психическое превращение? Как мучительно постоянно подавлять в себе женскую мягкость характера! Иногда, правда, во время отпуска, когда остаешься наедине, удается некоторое время жить как женщина, например, носить женское платье, в особенности ночью, иметь при себе постоянно перчатки, надевать в комнате маску, вуаль и т. д.; это успокаивает несколько чрезмерное половое влечение. Но женственность, раз внедрившись в организм, настоятельно требует признания; часто она довольствуется какой-нибудь скромной уступкой, например браслетом, надетым под манжетой, но все-таки те или иные уступки приходится ей делать постоянно. Единственное счастье заключается в том, чтобы можно было, не стыдясь, одеваться по-женски и чтобы в маске или под вуалью действительно ходить в женском платье. Тогда следишь за модой как настоящая модница — вот до чего доходит психическое перерождение! Для того чтобы привыкнуть к мысли, что ты чувствуешь по-женски и что прежние твои чувства остались только в их воспоминаниях, откуда ты их извлекаешь лишь для сравнения, — чтобы привыкнуть к этой мысли, для этого нужно много времени и тяжелая борьба.
При всем том случается, что совсем бессознательно проявишь какое-нибудь женское чувство, хотя бы в половой области; скажешь, например, что женщина ощущает то-то и то-то, между тем как неженщина этого вовсе не может и знать, или случайно выдашь себя, сказав, что кому-нибудь идет или шло бы женское платье. Наедине с женщинами это еще не беда, ибо женщина просто рассмеется, когда услышит, что вы понимаете кое-что в ее делах. Но беда, если это случится в присутствии собственной жены! Как я однажды испугался, когда моя жена сказала своей знакомой, что у меня очень тонкий вкус к женским нарядам. Одна важная дама была очень удивлена, когда я указал ей на ее ложные представления о воспитании ее дочери; я устно и письменно изложил ей все женские чувства, причем обманул ее, сказав, что свои познания я почерпнул из писем. Но зато теперь ее доверие ко мне необыкновенно велико, и дочь ее, которой грозил ложный путь, осталась разумным и радостным ребенком. Она раньше смотрела на все проявления своей женской натуры как на грех, теперь же знает, что она, как девушка, должна переносить и что она должна подавлять в себе с помощью воли и религии; и теперь она чувствует себя человеком. И мать и дочь, вероятно, расхохотались бы от души, если бы узнали, что все свои советы я черпал из собственного опыта. Я должен еще прибавить, что за последнее время у меня развилось гораздо более тонкое чувство температуры и более тонкое осязание: я ощущаю эластичность кожи у пациентов, напряжение кишок; прежде я этого ощущения не знал. При операциях и вскрытиях посторонние жидкости гораздо легче проникают через кожу (неповрежденную), чем раньше. Каждое вскрытие доставляет мне страдание, каждое обследование проститутки или женщины с белями, с запахом рака и т. п. кажется мне мучительным. Вообще я в настоящее время нахожусь под сильным влиянием антипатии и симпатии, начиная с цветов и кончая оценкой человека. Женщины обыкновенно понимают половое настроение друг друга, поэтому они носят вуаль, как будто бы никогда и не спускали ее, употребляют духи, ибо очень чувствительны к женскому запаху. Вообще запах действует на женский организм чрезвычайно сильно. Так, например, запах фиалки и розы успокаивает меня, другие цветы вызывают отвращение своим запахом, иланг возбуждает во мне половое чувство. Прикосновение женщины кажется мне гомогенным; акт совокупления с моей женой возможен для меня потому, что в ней есть некоторые мужские черты, что у нее плотная кожа; при всем том это все-таки скорее лесбийская любовь. Кроме того, я всегда чувствую себя пассивным. Часто, когда я ночью не могу заснуть вследствие возбуждения, мне в конце концов помогает такое положение, когда бедра у меня расставлены, как у женщины, спящей с мужчиной. Иногда я ложусь на бок, но при этом ни рука, ни одеяло не должны касаться моих грудей, иначе я не могу заснуть. Точно так же и живот боится всякого давления. Лучше всего я сплю в женской рубашке или в ночной сорочке; охотно надеваю на ночь перчатки, так как у меня легко зябнут руки. Женские кальсоны и нижние юбки кажутся мне также очень удобными, так как они не раздражают половых органов. Больше всего нравились мне женские платья в то время, когда носили кринолины. Женское платье не стесняет человека, чувствующего себя женщиной, так как он ощущает его не как что-нибудь чуждое, а как предмет, принадлежащий его личности. Охотнее всего я провожу время в обществе одной дамы, страдающей неврастенией [см. наблюдение 135]; со времени последних родов она чувствует себя мужчиной; с тех пор, как я ей разъяснил это чувство, она старается по возможности приспособиться к своему положению, воздерживаясь от совокупления, что мне, как мужчине, недоступно. Эта женщина своим примером помогает мне переносить мое состояние. Она еще хорошо помнит свои женские чувства и не раз уже давала мне полезные советы. Если бы она была мужчиной, а я — молодой девушкой, я бы старался увлечь ее собой, связать с нею свою судьбу. Но ее теперешняя фотография совсем не похожа на прежнюю. Несмотря на свои груди и на прическу, она имеет вид элегантно одетого мужчины; говорит она коротко и основательно; то, что меня забавляет, ей не доставляет никакой радости. Она страдает своего рода мировой скорбью, но несет свой крест с покорностью и достоинством, находит себе утешение в религии, в исполнении своих обязанностей, в периоды регул она чуть не погибает, она не любит больше женского общества, женских разговоров, не любит также и сладостей. Один мой приятель, друг детства, с ранних лет чувствует себя девушкой, но имеет склонность к мужскому полу. У его сестры наблюдалось обратное явление; когда же матка все-таки заявила о своих правах и когда она, несмотря на свои мужские склонности, почувствовала себя любящей женщиной, она разрешила это затруднение очень просто: взяла и утопилась. Главные изменения, происшедшие во мне со времени моей полной эффеминации, сводятся к следующему: 1) Постоянное ощущение, что я женщина от головы до пяток. 2) Постоянное ощущение, что я имею женские половые органы. 3) Периодически, через каждые 4 недели повторяющиеся расстройства. 4) Регулярно появляющиеся приступы женского сладострастия, однако без влечения к определенному мужчине. 5) Пассивное, как у женщины, чувство во время совокупления. 6) После этого чувство женщины, подвергшейся совокуплению. 7) Женские ощущения при представлении о половом акте. ![]() 9) При виде мужчин ощущение женского интереса к ним. 10) То же и при виде детей. 11) Изменения характера, большее терпение. 12) Развившаяся во мне в конце концов покорность судьбе, чем я, в сущности говоря, обязан религии, иначе я давно лишил бы себя жизни. Ибо быть мужчиной и чувствовать, что всякая женщина присутствует в тебе или вызывает желание быть ею — это почти невыносимо». Только что приведенная автобиография, в высшей степени ценная для науки, была мне прислана в сопровождении следующего письма, представляющего также большой интерес. «Прежде всего считаю долгом извиниться, что утруждаю вас своим посланием. До того как я прочел ваши сочинения, я был в полном отчаянии и смотрел на себя как на чудовище, которое вызывало во мне самом отвращение. Ваши сочинения влили в мою душу бодрость, и я решил изучить этот вопрос основательно и просмотреть всю мою жизнь с самого начала совершенно беспристрастно, не думая о выводах. И вот теперь я считаю долгом благодарности сообщить вам свои воспоминания и наблюдения, так как я не нашел у вас вполне аналогичного случая. Затем я думал, что, может быть, вам покажется интересным узнать о мыслях и чувствах человека, живущего под гнетом сознания, что он женщина, — из автобиографии, принадлежащей перу врача. Не все у меня вышло достаточно согласованным, но у меня нет уже сил предаваться дальнейшему самоанализу и еще более углубляться в себя. Встречаются у меня и повторения, но я прошу принять во внимание, что любой актер может не выдержать своей роли, в особенности если эта роль не взята им на себя добровольно, а навязана ему против его воли. Из ваших сочинений я почерпнул надежду, что, исполняя свои обязанности врача, гражданина, отца и супруга, я имею право причислять себя к тем людям, которые заслуживают не одного только презрения. Наконец, я хотел вам сообщить результат моих воспоминаний и размышлений для того, чтобы показать, что и человек с женскими ощущениями и мыслями может быть врачом; я считаю большой несправедливостью закрывать доступ к медицине женщинам. Женщина при помощи одного только чувства может в некоторых случаях напасть на след болезни, между тем как мужчина, несмотря на все орудия диагностики, бродит в темноте. В особенности это имеет место при женских и детских болезнях. Если бы это было в моей власти, я бы сделал так, чтобы каждый врач хотя бы на четверть года превращался в женщину: тогда он стал бы больше уважать и больше понимать ту половину человечества, от которой он сам происходит, и научился бы ценить величие женской души и в то же время и тяжесть женской доли». Эпикриз. Пациент — невропатический индивид, с резкой ненормальностью психополовой сферы, выражающейся в том, что он по своему характеру и при половых сношениях обнаруживает женские ощущения. Это извращение чувства остается долгое время чисто душевной аномалией, но три года тому назад на почве тяжелой неврастении оно получает сильный толчок со стороны навязчивых физических ощущений, имеющих характер превращения пола. К своему ужасу, пациент начинает себя и физически чувствовать женщиной; под давлением своих навязчивых «женских чувств» он замечает, что все его представления, стремления и даже вся его половая жизнь претерпевают полное превращение в смысле эвирации. При этом, однако, его «я» обладает достаточной силой, чтобы не потерять окончательно власти над всеми этими болезненными психофизическими процессами и удержаться от паранойи, — замечательный пример навязчивых ощущений и представлений на невропатической почве — пример, имеющий громадное значение для понимания тех путей, по которым развивается психополовая трансформация. В 1893 г., то есть через три года, несчастный коллега описал мне снова свое состояние, касающееся его чувств и мышления. Все осталось по-прежнему. Пациент и физически, и психически чувствует себя совершенно женщиной, но его интеллигентность остается незатронутой и удерживает его от превращения в параноика. До самого последнего времени (1900 г.) он остается врачом, исполняющим свои профессиональные обязанности, и никаких существенных перемен в нем не замечается. В дополнение к этому примечательному в клиническом и психологическом отношении случаю приведем другой, касающийся женщины. Наблюдение 135. X., дочь высокопоставленного чиновника; мать умерла от нервной болезни. Отец был здоров и умер в преклонном возрасте от пневмонии. Некоторые из братьев и сестер носят печать психопатического вырождения, один брат страдает ненормальностями характера и тяжелой неврастенией. Будучи девушкой, X. обнаружила склонность к играм мальчиков. Пока она носила короткое платье, она бегала по полям и лесам и безбоязненно взбиралась по самым опасным горным тропинкам. К одежде, к нарядам у нее не было никакого влечения. Только однажды, когда ей сделали платье мужского покроя, она сильно обрадовалась; большое удовольствие испытывала она, когда ей пришлось в школе во время одного театрального представления играть мальчика в мужском платье. В остальном, однако, ничто не обнаруживало предрасположения к превратному половому ощущению. До вступления в брак (на 21-м году жизни) она не знает ни одного случая, когда бы она чувствовала влечение к лицу собственного пола. Но также безразличны были для нее и лица мужского пола. У нее было много поклонников, что ей нравилось, но о половых различиях она в то время не думала, не идя дальше разницы в одежде. Единственный бал, на котором она была, она провела в оживленной беседе, которая ее очень заинтересовала, между тем как танцы и танцоры вовсе не привлекали ее внимания. Регулы наступили у нее легко на 18-м году. Они ей казались очень неприятными и чем-то чуждыми. К своему обручению с красивым и богатым мужчиной, не имевшим, однако, ни малейшего понятия о женской натуре, она относилась с полным равнодушием. Брак вообще не возбуждал у нее ни симпатии, ни антипатии. Супружеские сношения были для нее вначале болезненными, впоследствии — только неприятными. Никогда она при этом не ощущала чувства сладострастия, однако имела 6 детей. Когда вследствие слишком большого числа детей муж стал прибегать к прерванному акту совокупления, ей казалось это оскорблением ее религиозного и нравственного чувства. Постепенно она становилась все более неврастеничной, настроение ее делалось мрачнее, и чувствовала она себя все более и более несчастной. Она страдала опущением матки, эрозиями на portio vaginalis (влагалищная часть), анемией; гинекологическое лечение, купания не принесли ей никакого существенного облегчения. На 36-м году с ней сделался инсульт, который приковал ее почти на два года к постели и вызвал ряд тяжелых неврастенических проявлений (агрипнию, тяжесть в голове, сердцебиение, психическое угнетение, чувство физического и духовного бессилия вплоть до ощущения угрожающего безумия и т. д.). В течение этой болезни с нею произошла примечательная перемена психического и физического характера. Женская болтовня знакомых дам о любви, туалетах, нарядах, модах, прислуге, домашнем хозяйстве и прочем сделалась ей противной. Ей стало тягостно чувствовать себя женщиной. Она не могла решиться заглянуть в зеркало. Прическа и туалет были для нее мучением. К удивлению окружающих, ее мягкий и женственный характер изменился и приобрел мужские черты, так что она производила впечатление мужчины, переодетого в женское платье. Своему домашнему врачу она жаловалась, что регулы стали для нее чем-то чуждым; каждый раз при их наступлении она расстраивалась; запах выделяющейся при этом крови вызывал у нее отвращение, но в то же время она не решалась прибегнуть к помощи духов, которые тоже стали ей противны. В других отношениях она тоже чувствовала странную перемену своего существа. Она стала ощущать в себе приливы физической силы и потребность в упражнениях, временами чувствовала себя молодой, как в 20 лет. Когда ее неврастенический мозг позволял ей думать, мысли ее были удивительно быстры и оригинальны, умозаключения и понятия складывались быстро и отчетливо, выражения становились кратки и ясны, появлялись обороты, не совсем подходящие для женщины. В ее речи стали часто попадаться грубые выражения, которые так не шли к этой ранее благочестивой и сдержанной женщине. Она осыпала себя горькими упреками, плакала, что она уже больше не женщина; в обществе ей приходилось переживать много неприятностей из-за своих взглядов, чувств и поступков. Затем она чувствовала перемены и в своем теле. К ее великому удивлению и ужасу, ей стало казаться, что груди у нее исчезают, таз становится уже, кости массивнее, кожа плотнее и грубее. Она не решалась более надевать ночную сорочку и чепчик, перестала носить браслеты, серьги, веер. Горничная и швея обратили внимание, что от X. исходит совсем особый запах. Голос ее сделался глубже, грубее, более похожим на мужской. Когда пациентка наконец встала с больничной постели, она почти совершенно потеряла женскую походку и утратила способность к соответствующим жестам и движениям; ей приходилось заставлять себя сделать тот или иной жест в женском платье. Вуаль стала для нее невыносимой. Прежний период ее жизни, когда она чувствовала себя женщиной, представлялся ей теперь чем-то чуждым, ей не принадлежащим; она совсем не могла или могла только с большим трудом играть роль женщины. Все ее черты становились все более и более мужскими. В нижней части живота появились своеобразные ощущения. Она жаловалась врачу, что уже не чувствует своих половых органов внутри живота. У нее было ощущение, что живот у нее закрыт, что область половых частей как бы увеличена; нередко у нее было ясное ощущение, что она имеет пенис и мошонку. В то же время у нее явно обнаружилось мужское половое влечение. Все эти ощущения глубоко ее расстраивали, наводили на нее страх. Ее нервное расстройство до того быстро прогрессировало, что окружающие стали бояться сумасшествия. Домашнему врачу удалось, однако, с большими усилиями успокоить ее, и она благополучно миновала подводный камень. Пациентка стала мало-помалу приходить в равновесие, привыкая к своему новому, чуждому ей, болезненному психофизическому состоянию. Она старалась выполнять свои обязанности хозяйки и матери. Замечательна была та поистине мужская сила воли, которую она при этом проявляла; в то же время в ней уже не было и женской мягкости. Она вела себя в доме как мужчина, что давало повод к семейным сценам. Своему мужу X. вообще казалась неразрешимой загадкой. Врачу она жаловалась, что время от времени ее охватывают приступы «животной мужской» страсти; в это время она находилась в очень тяжелом настроении. Супружеские сношения с мужем казались ей ужасными, просто невыносимыми. Время от времени к ней возвращались еще женские ощущения, но это становилось все реже и реже, и сами ощущения делались все слабее и слабее. В эти минуты она снова чувствовала свои женские половые органы, свои груди, но эти периоды были для нее очень тягостны, и ей казалось, что такого «второго превращения» она бы уже не могла выдержать, что она обязательно сошла бы с ума. Она сжилась с этим превращением пола, развившимся на почве болезненного процесса, и несет свой крест с покорностью, причем громадную услугу оказывает ей ее глубокая религиозность. Но самым тягостным для нее является то, что она принуждена, как актриса, всю жизнь играть перед людьми чужую роль — именно роль женщины (состояние на сентябрь 1892 г.). 4-я ступень. Параноидальное сексуальное превращение Последнюю возможную ступень в описываемом нами болезненном процессе представляет половое превращение, связанное с умопомешательством. Здесь почвой является половая неврастения, превратившаяся в общую неврастению в смысле душевной болезни, паранойи. Следующие наблюдения иллюстрируют развитие невротическо-психологического процесса до высшей ступени. Наблюдение 136. К., 36 лет, холостой, слуга, принят в клинику 26 февраля 1889 г.; представляет типичный случай бреда преследования, развившегося из половой неврастении и сопровождавшегося обонятельными галлюцинациями, ложными ощущениями и пр. Больной происходит из наследственно отягощенной семьи. Несколько братьев и сестер страдали психопатией. Пациент имеет гидроцефалический череп с седловидным углублением в области правой фонтанели и невропатические глаза. С ранних лет он ощущал ненасытное половое влечение, в 19 лет начал предаваться онанизму, в 23 года имел половой акт, прижил трех внебрачных детей; боясь новых детей и невозможности прокормить их, прекратил половые сношения, стал, однако, сильно страдать от воздержания, но отказался и от онанизма, имел частые поллюции; полтора года назад развилась половая неврастения с дневными поллюциями, сделавшая пациента слабым и беспомощным; в дальнейшем общая неврастения и, наконец, паранойя. Год назад он стал испытывать парестетические ощущения: ему казалось, что на месте половых органов у него находится клубок; потом он стал чувствовать, что мошонка и пенис у него исчезли и что его половые органы сделались женскими. Он чувствовал, что у него выросли груди, коса, что он одет в женское платье. Он сам себе казался женщиной. На улице ему слышались соответствующие возгласы со стороны прохожих. В полусне ему казалось, что мужчина совершает с ним, как с женщиной, половой акт. Это доставляло ему сильное сладострастное ощущение. Во время пребывания в клинике наступила интермиссия в течении паранойи и в то же время значительное облегчение неврастении. Вместе с тем исчезли временно чувства и идеи, соответствовавшие развившемуся у него сексуальному превращению. Дальнейшую ступень эвирации на пути к полному превращению пола параноидального характера представляет следующий случай. Наблюдение 137. Франц С, 33 лет, народный учитель, холостой, происходит, по всей вероятности, из наследственно отягощенной семьи, с ранних лет с невропатическими задатками, аффективен, пуглив, не переносит алкоголя; в 18 лет начал мастурбировать, в 30 лет приобрел половую неврастению (поллюции — иногда днем — с последующим упадком сил, боли в области крестцового сплетения и т. д.). К этому постепенно присоединились явления раздражения спинного мозга, тяжесть в голове, церебральная астения. С начала 1885 г. пациент воздерживается от полового акта, который не доставляет ему никакого сладострастного ощущения. Мастурбирует он часто. В 1888 г. стало развиваться помешательство. Он заметил, что все его избегают, что от него исходят вредные испарения, что от него воняет (обонятельные галлюцинации); этим он стал объяснять перемену в отношении к нему окружающих, так же он объяснял их чихание, кашель и т. п. Он стал воспринимать запах трупа, гнилой мочи. Причиной своего дурного запаха он считал семяизлияния вовнутрь. Такие внутренние поллюции он ощущал в виде жидкости, текущей от лобка к груди. Вскоре пациент оставил клинику. В 1889 г. он был снова принят уже с более развитой стадией paranoia masturbatoria persecutoria (физический бред преследования). В мае 1889 г. пациент с удивлением заметил, что слово «господин» его сильно раздражает. Он стал протестовать против этого, утверждая, что он — женщина. Об этом ему говорят голоса. Он замечает, что у него растут груди. Неделю назад он ощущал сладострастные чувства, когда его обнимали. Ему говорят голоса, что он — публичная женщина. В последнее время ему снится половой акт, который совершают с ним, как с женщиной. Он чувствует введение пениса и имеет ощущение эякуляции. Череп крутой, лицевая часть черепа длинная и узкая, tubera parietalia (теменные бугры) выдаются вперед. Половые органы развиты нормально. Следующий случай, наблюдавшийся в больнице Илленау, представляет прекрасный пример длительного извращения полового сознания на почве психоза. Наблюдение 138. Н., 22 лет, холостой, пианист, принят в клинику в конце октября 1865 г. Патологической наследственности, видимо, нет, но происходит из туберкулезной семьи (отец и брат умерли от чахотки). Пациент был слабым ребенком, с плохими способностями, но с односторонним развитием таланта к музыке. Характер у него с самого начала был ненормальный, замкнутый, тихий, необщительный, недоброжелательный. С 15 лет начал мастурбировать. В следующие годы появились неврастенические симптомы (сердцебиение, усталость, временами тяжесть в голове и т. д.), а также приступы ипохондрии. В последние годы пациент работал очень напряженно. С полгода назад его неврастения усилилась. Он жаловался на сердцебиение, тяжесть в голове, бессонницу, раздражительность, сильное половое возбуждение, утверждал, что должен как можно скорее жениться в интересах здоровья. Он влюбился в художницу, но почти одновременно (сентябрь 1865 г.) заболел бредом преследования (враждебные голоса, брань на улице, яд в пище; для того чтобы он не мог попасть к своей возлюбленной, протягивают канат через мост и преграждают ему таким образом путь). Вследствие усиливающегося возбуждения и постоянных конфликтов с враждебно настроенными к нему людьми он поступает в психиатрическое заведение. Вначале он еще представлял картину типичного бреда преследования наряду с проявлениями половой, а затем и общей неврастении, но при этом идеи преследования строились у него не на этой невротической почве. Только изредка он слышал слова: «вот у него вырежут семя, вот у него вырежут пузырь». В течение 1866—1868 гг. мания преследования отступала все более и более на задний план; ее место в значительной степени заняли эротические идеи. Психосоматической основой для этого было длительное и сильное возбуждение половой сферы. Пациент влюблялся в каждую даму, которую ему случалось увидеть, слышал голоса, требование, чтобы он к ней подошел, страстно жаждал согласия на брак, утверждал, что если ему не доставят жены, то он получит чахотку. При продолжающейся мастурбации появились уже в 1869 г. признаки будущей эвирации. «Если он женится, он будет любить жену только платонически». Пациент делался все более странным, жил в кругу эротических идей, видел в больнице всюду проституцию, время от времени слышал голоса, которые обвиняли его в грязном поведении по отношению к женщинам. Он стал поэтому избегать женского общества и решался оставаться с женщинами для занятия музыкой только в том случае, если у него было два свидетеля. В течение 1872 г. неврастеническое состояние больного значительно ухудшилось. Вместе с тем выступил снова на первый план бред преследования, получивший клиническую окраску под влиянием основного невротического состояния. Появились обонятельные галлюцинации, пациент начал чувствовать магнетическое влияние. На него действовали особые «магнетические волны» (ложное истолкование болезненных явлений спинномозговой астении). Из-за непрекращавшегося сильного полового возбуждения и злоупотребления мастурбацией процесс эвирации быстро нарастал. Только изредка он чувствует себя мужчиной и ощущает потребность в женщине; он горько жалуется, что свирепствующая в больнице среди мужчин проституция преграждает доступ к нему женщинам. Он смертельно болен вследствие магнетической отравы, которая распространена в воздухе, и неудовлетворенной любви; без любви он жить не может; он отравлен дома ядом сладострастия, который действует на половую систему. Женщина, которую он любит, предается самому грязному разврату. Проститутки, которые живут в больнице, носят цепи блаженства, то есть цепи, в которых человек, не двигаясь, ощущает сладострастное чувство. Он готов уже теперь довольствоваться и проституткой. Из его глаз исходит особое излучение мыслей, которые стоят 20 миллионов. Его музыкальные произведения стоят 500 000 франков. Наряду с подобными проявлениями мании величия замечались и идеи преследования: пища отравлена венерическими выделениями, он ощущает запах яда и чувствует его вкус, слышит грязные обвинения и просит, чтобы ему как-то заперли уши. Начиная с августа 1872 г. признаки эвирации становились все резче. Он делается более аффектированным, говорит, что не может больше жить среди пьющих и курящих мужчин, что чувствует и мыслит совершенно по-женски. Он требует, чтобы с ним обращались как с женщиной и перевели его в женское отделение. Просит конфет, печенья. Вследствие спазмов пузыря он требует, чтобы его перевели в родильный дом: у него тяжелая болезнь, беременность. Обхождение с ним как с мужчиной оказывает на него неблагоприятное влияние. Время от времени он еще чувствует себя мужчиной, но болезненно-извращенное половое влечение заставляет искать его удовлетворения в мастурбации, в браке без совокупления. Брак — это, по его мнению, учреждение сладострастия. Девушка, на которой он согласился бы жениться, должна быть онанисткой. С декабря 1872 г. сознание личности приобретает у него совершенно женские черты. Сначала он был женщиной, но в возрасте 1—5 лет один французский художник приделал ему мужские половые органы и путем втираний в грудь задержал развитие грудных желез. Он стал энергично требовать женской одежды, перевода в женское отделение и защиты от мужчин, которые хотят его изнасиловать. Он был бы готов поступить в магазин игрушек, заняться шитьем, кройкой или другой какой-нибудь женской работой. С момента своего полового превращения пациент ведет новое времяисчисление. Его прежняя личность сохранилась у него в памяти как личность его двоюродного брата. О самом себе он говорит теперь в третьем лице, называет себя графиней В., самой близкой подругой императрицы Евгении, требует духов, корсета и пр. Других мужчин своего отделения он считает женщинами, старается заплести себе косу, просит, чтобы ему доставили восточное средство для уничтожения волос, чтобы никто уже не мог больше сомневаться в том, что он женщина. Он расточает необыкновенные похвалы онанизму: «С 15 лет я была онанисткой и никогда не искала других путей для полового удовлетворения». Время от времени появляются еще неврастенические припадки, обонятельные галлюцинации как проявления бреда преследования. Все события до декабря 1872 г. пациент относит к личности двоюродного брата. Разубедить больного в том, что он графиня В., уже больше невозможно. Он ссылается на то, что его исследовала акушерка, которая и нашла, что он женщина. Графиня не хочет выходить замуж, потому что она презирает мужчин. Так как пациенту не давали женского платья, то он большую часть дня проводил в постели, изображал из себя важную, страдающую даму, жеманничал, требовал конфет и т. п. Волосы он кое-как заплетал в косу, бороду выщипывал. Из булок он сделал себе груди. В 1874 г. развился кариес в левом коленном суставе, к которому вскоре присоединилась легочная чахотка. 2 декабря 1874 г. наступила смерть. Череп нормальный; лобная доля мозга атрофична, мозг вообще анемичен; микроскопические изменения (доктор Шюле): в верхнем слое лобной доли ганглиозные клетки несколько сморщены; в адвентиции сосудов много жировых зерен; glia (соединительная ткань нервных образований) не изменена, кое-где пигментные участки и коллоидные зерна. Нижние слои мозговой коры нормальны. Половые органы очень велики, яички малы, дряблы, на разрезе не изменены. Только что изображенный нами психоз полового превращения представляет в высшей степени редкое явление в патологии человеческой психики. Кроме предыдущего случая я наблюдал еще подобный случай как эпизодическое явление у одной дамы, страдавшей превратным половым влечением (наблюдение 118 в 7-м издании настоящей книги). Далее, как длительное явление я наблюдал подобный психоз у одной девушки, страдавшей прирожденной паранойей, и у одной такой же дамы. В литературе, кроме случая, о котором кратко сообщает Арндт, и случая, поверхностно описанного Серье (Serieux. Recherches cliniques. P. 33), а также двух известных наблюдений Эскироля, — я не могу припомнить никаких других описаний психоза полового превращения. На с. 303—304 я уже упомянул о той интересной зависимости, какая существует между этим психозом полового превращения и так называемым скифским помешательством. Марандон (Annales medico-psychologiques, 1877. P. 161), как и другие авторы, ошибочно полагал, что эта болезнь древних скифов представляла собой действительный психоз, а не простую эвирацию. Придерживаясь законов эмпирического анализа, нужно полагать, что психоз, который в настоящее время представляет большую редкость, встречался столь же редко и в древности. Так как он может развиться лишь на почве паранойи, то вообще не может быть и речи об эндемическом возникновении его; здесь могло быть только суеверное толкование эвирации (в смысле гнева богини), как это следует и из свидетельств Гиппократа. В антропологическом отношении примечателен тот факт, что, как это следует из так называемого скифского помешательства и из новейших наблюдений над индейцами пуэбло, исчезновение яичек ведет за собой атрофию половых органов вообще, а также физические и психические изменения в смысле приближения к женскому типу. Это наблюдение тем более интересно, что подобные изменения у мужчины, лишившегося половых органов во взрослом возрасте, столь же необычны, как у взрослой женщины после искусственного или естественного климактерия. Склонность к собственному полу как явление врожденное В этом своеобразном типе половой жизни существенной особенностью является половое безразличие или даже отвращение к лицам другого пола наряду со склонностью или влечением к лицам собственного пола. Половые органы бывают при этом развиты вполне нормально; половые железы функционируют правильно и половой тип резко дифференцирован. В случаях, когда эта аномалия резко выражена, чувства, мышление, стремление, вообще весь характер индивида соответствуют не его анатомическому и физиологическому полу, а его своеобразным половым ощущениям. Даже в одежде и в занятиях обнаруживается эта ненормальность; появляется стремление переодеться в платье того пола, в роли которого данный субъект себя чувствует. В клиническом и антропологическом отношениях указанная аномалия дает ряд ступеней развития, другими словами, ряд различных форм. 1. Преобладает гомосексуальное половое ощущение при наличии остатков влечения к другому полу (психосексуальный гермафродитизм). 2. Существует только влечение к собственному полу (однополое влечение — гомосексуальность). 3. Вся психика перерождается соответственно ненормальному половому ощущению (эффеминация и вирагинизм). 4. Формы тела изменяются в соответствии с ненормальным половым ощущением. Однако действительного перехода к гермафродитизму никогда не наблюдается, напротив, во всех подобных случаях мы находим вполне дифференцированные половые органы. Таким образом, причину болезни, как и при всех болезненных извращениях половой жизни, нужно искать в мозгу (андрогиния и гинандрия). Первые, более подробные сообщения об этих загадочных явлениях природы исходят от Каспера (Ueber Notzucht und Paderastie — Caspers Vierteljahrsschrift, 1852,1), который смешивает еще их с педерастией; он, однако, уже верно подметил, что эти аномалии в большинстве случаев являются врожденными и представляют своего рода психический гермафродитизм. Он указывает, что в этих случаях существует настоящее отвращение к половым сношениям с женщинами и что, напротив, фантазия с особым наслаждением останавливается на красивых молодых мужчинах, статуях, портретах. От Каспера не укрылось также и то обстоятельство, что в этих случаях введение пениса в анальное отверстие1 (педерастия) не составляет вовсе правила, что нередко половое удовлетворение достигается путем перекрестного онанизма. В своих «Клинических рассказах» (1863, с. 33) Каспер сообщает исповедь одного субъекта, страдавшего этим извращением полового чувства; при этом Каспер решительным образом высказывается за то, что «педерастия» возникает не только на почве испорченной фантазии, безнравственности и пресыщения нормальным половым актом, но что бывают нередко случаи, где она развивается вследствие особой смутной, необъяснимой врожденной склонности. В середине 60-х гг. один асессор, известный Ульрихс, сам страдавший указанным извращением, написал целый ряд сочинений2, подписанных псевдонимом Numa Numantius, где он утверждал, что половая психика не связана вовсе с физическим полом и что встречаются мужчины, которые чувствуют себя по отношению к другим мужчинам женщинами («anima muliebris in согроге virili inclusa«3). Таких людей он называл «урнингами» и требовал ни больше ни меньше как юридического и морального признания за этими урнингами права на половые сношения и на брак между собою. Ему оставалось только доказать, что эта парадоксальная, хотя и врожденная половая аномалия представляет собой не патологическое, а физиологическое явление. Первое клинико-антропологическое освещение фактов этого рода дал Гризингер (Archiv fur Psychiatrie, I. S. 651), описавший один случай, в котором он подчеркнул тяжелое наследственное предрасположение больного. Первая монография по интересующему вопросу принадлежит Вестфалю (Archiv fur Psychiatrie, II. S. 73), который дал такое определение описываемой им аномалии: «врожденное извращение полового чувства, сопровождаемое сознанием болезненности этого явления». Ему же принадлежит общепринятый с тех пор термин «превратное половое ощущение». Он начал собирание фактического материала, который с тех пор возрос до 220 случаев, не считая наблюдений, вошедших в настоящую монографию. Вестфаль оставляет нерешенным вопрос, является ли «превратное половое ощущение» симптомом невропатического или психопатического состояния, или может возникать как изолированное явление. Он только подчеркивает его врожденность. На основании тех случаев, которые были опубликованы до 1877 г., я пришел к заключению, что это своеобразное половое ощущение является функциональным признаком вырождения и представляет одно из проявлений невроза или психопатического состояния, возникающего по большей части на почве наследственности. Позднейшие факты вполне подтвердили мое воззрение. Признаки психопатической или невропатической наследственности проявляются в этих случаях следующим образом: 1. Половая жизнь у индивидов с подобной организацией начинает проявляться ненормально рано, а вследствие этого и ненормально сильно. Нередко имеются и другие извращения, помимо того, которое вызывается своеобразным половым чувством. 2. Духовная любовь у этих людей проявляется нередко в страстной, экзальтированной форме; точно так же и половое влечение оказывает на их сознание могущественное, прямо непобедимое влияние. 3. Кроме превратного полового чувства встречаются нередко и другие функциональные, а иногда и анатомические признаки вырождения. 4. Наблюдаются неврозы (истерия, неврастения, эпилептоидные состояния и т. д.). Неврастения существует почти во всех случаях как временное или постоянное явление. Обычно она носит характер конституциональной болезни, обусловленной наследственностью. Толчок к ее проявлению и дальнейшему развитию дает онанизм или вынужденное воздержание. У мужчин на почве этих патологических факторов или на почве врожденного предрасположения развивается обычно половая неврастения, проявляющаяся главным образом в раздражительной слабости центра эякуляции. Этим объясняется, почему большинству подобных индивидов достаточно только объятий любимого существа, поцелуя или даже просто одного взгляда, чтобы уже вызвать семяизлияние. Последнее нередко сопровождается необыкновенно сильным чувством сладострастия вплоть до ощущения прохождения через тело «магнетического тока». 5. В большинстве случаев встречаются психические аномалии (блестящие способности к изящным искусствам, в особенности к музыке, поэзии и т. п., при ничтожных умственных дарованиях или при врожденной неустойчивости мышления) вплоть до резко выраженных состояний психического вырождения (слабоумие, нравственное помешательство). У многих урнингов наблюдаются периодические или постоянные психозы дегенеративного характера (патологическое состояние аффекта, периодическое помешательство, паранойя и т.. д.). 6. Почти во всех случаях, где оказалось возможным собрать сведения о физическом и психическом состоянии восходящих поколений и близких родственников, в семье больного обнаруживались неврозы, психозы, признаки вырождения и т. д.1 Насколько глубоко врожденное превратное половое ощущение коренится в психике, видно, в частности, из того факта, что у мужских урнингов сладострастные сновидения бывают полны мужских образов и положений, а у женщин, чувствующих склонность к женскому полу, — женских. Наблюдение Вестфаля, что лица, сознающие отсутствие у себя половых ощущений по отношению к другому полу и наличие стремления к собственному полу, страдают от этого сознания, верно лишь для известной части случаев. У многих даже не наблюдается сознания ненормальности своего состояния. Большинство урнингов чувствуют себя счастливыми в своих извращенных половых ощущениях и половых стремлениях; страдания они испытывают лишь постольку, поскольку общественные и юридические рамки ставят предел удовлетворению их влечения к собственному полу. Изучение превратного полового ощущения с несомненностью говорит о том, что у подобного рода больных существует аномалия мозговой организации. В пользу такого предположения свидетельствует уже тот факт, что во всех без исключения случаях мы находим анатомически и функционально совершенно нормальные половые железы. Было сделано уже много попыток объяснить это загадочное явление природы. Неспециалисты называют его пороком, юристы — преступлением. Сами больные расценивают свое состояние как аномалию, но видят здесь игру природы и считают свое влечение столь же законным, как и нормальную (двуполую) любовь. Такой взгляд господствовал в кругу лиц с превратным половым чувством, начиная с Платона и кончая Ульрихсом. Он опирался на одно место из «Пира» Платона, где сказано: «Нет Афродиты без Эрота. Но есть две богини Афродиты. Старшая произошла без матери, имеет отцом Ураноса и называется поэтому Уранией. Младшая Афродита — дочь Зевса и Дионы и называется Пандемос. Эрота первой Афродиты нужно называть Уранос, второй — Пандемос. Любовь Эрота Пандемоса свойственна обыкновенным людям; Эрот Уранус не имеет женского начала, а только мужское; это — любовь к мальчикам. Кто одержим этой любовью, того влечет к мужскому полу». Из некоторых других мест у классиков можно заключить, что гомосексуальная (ураническая) любовь пользовалась в древности большим уважением, чем ее сестра. В новейшее время целый ряд философов, психологов и естествоиспытателей старались дать объяснение однополому половому чувству. Самое оригинальное объяснение принадлежит Шопенгауэру («Мир как воля и представление»), который совершенно серьезно полагал, что природа хотела воспрепятствовать старикам (то есть лицам старше 50 лет) иметь детей, так как последние, как известно, нежизнеспособны. Чтобы достигнуть этой цели, природа направила половой инстинкт стариков на собственный пол! Великий философ и мыслитель, сидя в своем кабинете, не знал, очевидно, что превратное половое влечение обыкновенно является врожденным и что если в старости и встречается педерастия, то это представляет только извращенность полового чувства, а не превратное половое влечение. Попытку психологического объяснения этого примечательного явления сделал Бине; опираясь на Кондильяка, он старается связать этот феномен — аналогично другим психическим странностям —с ассоциацией идей, то есть с ассоциацией представлений с чувствами in statu nasendi (в состоянии зарождения). Талантливый психолог полагает, что в этих случаях недифференцированное половое влечение получает определенное направление вследствие того, что встречается с новым сильным возбуждением, вызываемым взглядом или соприкосновением с лицом собственного пола. Этим создается прочная ассоциация, которая вследствие упражнения все более закрепляется, между тем как первоначальный ассоциативный процесс забывается или остается скрытым. Это воззрение, к которому в последнее время неоднократно прибегали Шренк-Нотцинг и др. для объяснения фактов превратного полового чувства, по-видимому, приобретенного характера, не выдерживает критики. Одних психологических фактов недостаточно для объяснения такого тяжелого дегенеративного явления (см. ниже). Шевалье (Сексуальная инверсия. Париж, 1893) правильно возражает Бине, что его психологическая гипотеза не объясняет ни фактов раннего появления гомосексуального влечения, то есть появления его задолго до возможностей какой бы то ни было ассоциативной связи между половыми чувствами и представлениями, ни отвращения к лицам другого пола, ни столь частого наступления в очень раннем периоде вторичных половых признаков психического характера. Примечательно, однако, что уже Бине верно подметил, что указанные им ассоциативные процессы возможны лишь у лиц, предрасположенных к этому (у наследственно отягощенных индивидов). Неудовлетворительны также и те объяснения, которые были даны первоначально врачами и естествоиспытателями. Глей (Revue philosophique, 1884, Janvier) утверждал, что лица с превратным половым влечением имеют женский мозг (!) при мужских половых железах и что вследствие болезненности мозговых отправлений последние определяют половые отправления, между тем как при нормальных условиях половые отправления должны определять мозговые. Маньян (Annales medico-psychologiques, 1885. P. 458) тоже говорит о мозге женщины в организме мужчины, и наоборот. Ульрихс (Memnon, 1868) пытается проникнуть глубже в вопрос и говорит, что «женская душа рождается в мужском теле», чем он и объясняет происхождение врожденной эффеминации. По Мантегацце (указ. соч., 1886, с. 106), у лиц с превратным половым ощущением имеется анатомическая аномалия, а именно нервы, предназначенные для половых органов, по ошибке природы разветвляются в прямой кишке, вследствие чего сладострастные раздражения, исходящие обыкновенно из половых органов, локализуются в этих случаях в прямой кишке. Но подобного рода ошибочной локализации и непоследовательности природа никогда не допускает, как она не помещает в мужское тело женский мозг. Автор этой гипотезы — в других случаях очень тонкий наблюдатель — упустил здесь из виду то обстоятельство, что анальное отверстие или, другими словами, педерастия обыкновенно отталкивает лиц с превратным половым ощущением. Чтобы обосновать свою гипотезу, Мантегацца ссылается на слова одного своего знакомого, выдающегося писателя, который утверждал, что он не знает хорошенько, что доставляет ему большее наслаждение — совокупление или дефекация. Если даже и признать самый факт верным, то он все-таки доказывает лишь то, что у соответствующего субъекта было ненормально понижено чувство сладострастия при половом акте. Кроме того, можно было бы еще предположить, что слизистая оболочка прямой кишки обладала в данном случае эрогенными свойствами. Бернарда (Уранизм. Берлин, 1882) не нашел (случайно) сперматозоидов в семени пяти лиц, обнаруживавших эффеминацию, а у четырех не оказалось кристаллов спермы; отсюда он делает тот вывод, что «разрешение тысячелетней загадки» заключается в том, что лица с эффеминацией (таких лиц он называет «pathicus») представляют собою «уродов женского пола, не имеющих с мужчиной ничего общего, за исключением только половых органов, иногда, впрочем, недостаточно развитых». Автору, однако, недостает данных вскрытия, которые указывали бы на наличие в этих случаях гермафродитизма. С другой стороны, он считает активных трибадов (вирагиния и гинандрия) «уродами мужского пола, которые настолько же являются совершенными женщинами в сравнении с пассивными трибадами, насколько активные педикаторы являются совершенными мужчинами». Попытка объяснить эту аномалию факторами наследственности принадлежит автору этой книги. Исходя из того факта, что нередко и у родителей больных замечаются явления полового извращения, он высказал предположение, что различные формы врожденного превратного полового влечения представляют собой различные ступени наследственной половой аномалии, идущей от восходящих поколений или развившейся другим каким-либо путем и подчиняющейся закону прогрессивной наследственной передачи. Все предложенные до сих пор натурфилософские, психологические и вообще умозрительные объяснения не могут считаться удовлетворительными. Напротив большие надежды можно, по-видимому, возлагать на новейшие исследования, предпринятые с эмбриологической (онто- и филогенетической) и антропологической точек зрения. Эти исследования впервые предприняты Фрэнком Лидсто-ном (Philadelphia medical and surgical recorder, 1888 September) и Кьернаном (Medical Standard, 1888, November). Они исходят из того факта что низшие животные до сих пор еще представляют двуполую организацию; затем они основываются на предположении что однополая организация вообще развилась из двуполой. Подводя превратное половое влечение под понятие гермафродитизма, Кьернан полагает, что у наследственно отягощенных индивидов могут появляться возвраты к прежним гермафродитическим формам животной жизни — по крайней мере возвраты функционального характера. Он говорит буквально следующее: «Первоначальная двуполость предков рода, проявившаяся в наличии рудиментарных женских органов у мужчины яе могла не найти функционального выхода, при отсутствии органического атавизма, когда на психические или физические проявления накладывали отпечаток болезнь или врожденный недостаток. Представляется несомненным, что функционирующий по-женски мозг может занять мужское тело, и наоборот». Шевалье (указ. соч., с. 408) тоже исходит из того факта, что в животном царстве первоначально существовала двуполая организация и что у человеческого зародыша существуют сначала зачатки обоих полов. По его мнению, дифференциация полов с помощью резких физических и психических половых признаков представляет собой результат бесконечно длинного эволюционного процесса. Психофизическая дифференциация полов соответствует высоте процесса эволюции. Каждому отдельному существу приходится проходить все эти ступени эволюции — вначале оно двуполо, но затем в борьбе мужских и женских начал побеждает одна какая-либо сторона и, соответственно современной ступени эволюции, развивается однополый индивид. Но следы другого, побежденного пола сохраняются. При известных условиях эти «скрытые половые признаки», как их называл Дарвин, могут проявить себя, то есть вызвать явления превратной половой организации. Однако, в противоположность Ломброзо и др., Шевалье справедливо полагает, что здесь имеет место не возврат к прошлому (атавизм), а нарушение современной ступени эволюции. В этом отношении он присоединяется к мнению Лакассаня. Развивая дальше эту точку зрения, мы можем установить следующие естественно-исторические и антропологические факты. 1. Половой аппарат состоит из: а) половых желез и органов оплодотворения; б) спинномозговых центров, которые действуют на первые отчасти угнетающим, отчасти возбуждающим образом; в) мозговых областей, в которых сосредоточена психическая сторона половой жизни. Так как зачатки для а) являются первоначально двуполыми, то естественно предположить то же для б) и в). 2. Природа на современной стадии развития имеет тенденцию создавать однополых индивидов; при этом эмпирический закон гласит, что в нормальных случаях мозговые центры развиваются в соответствии с половыми железами. (Закон гомологического полового развития.) 3. Это уничтожение зачатков противоположного пола не является еще в настоящее время абсолютным. Подобно тому как processus vermiformis (червеобразный отросток) в кишечной трубке указывает на прежние ступени организации, точно так же и в половом аппарате, совершенно независимо от гермафродитических уродств (являющихся следствием отчасти усиленного развития, отчасти задержки развития половых ходов и наружных половых органов), мы находим как у мужчины, так и женщины остатки, указывающие на первоначальную онто- и филогенетическую двупол ость. У мужчины таковыми остатками является utriculus masculinus (остаток Мюллеровых ходов, «мужская маточка», синоним семенного бугорка), далее грудные соски, у женщины — paroophoron (пережиток первоначальной почечной части Вольфовых тел, придатки яичников) и epoophoron (остаток Вольфовых ходов и аналог мужского придатка). Кроме того, Бей-гель, Клебс, Фюрст и др. нашли у женщины в боковых стенках матки остатки Вольфовых тел в форме так называемых Гартнеровых каналов; у жвачных животных это является обычным. Эти факты подкрепляют предположение о существовании также в мозгу двуполых зачатков половой системы. 4. Кроме того, в пользу такого предположения говорит еще масса клинических и антропологических фактов. Напомню только о существовании индивидов с преобладающими физическими и психическими чертами противоположного пола (мужчины с женскими признаками и женщины с мужскими), далее укажу на приобретение женских черт мужчинами с удаленными яичками (евнухами) и мужских черт женщинами, у которых в детском возрасте удалены яичники, на появление так называемого вирагинизма (маскулинности) при преждевременном климаксе и даже на развитие в этих случаях второго пола. Замечательное наблюдение последнего рода, когда под влиянием преждевременного климакса исчезла женственность и развилась новая (противоположная) половая жизнь, любезно сообщил мне профессор Кальтенбах. Он обратился ко мне 17 февраля 1892 г. с просьбой дать заключение по поводу одной 30-летней женщины, вышедшей два года назад замуж и имевшей раньше крайне неправильные регулы. С марта 1891 г. регулы прекратились. С июня 1891 г. неожиданно наступает ряд явлений, соответствующих периоду половой зрелости у мужчин, а именно рост бороды, потемнение волос на голове, бровей и усиленное развитие их на груди и животе, как у мужчины. Усиленная деятельность потовых и сальных желез. На груди, спине и лице сильное развитие прыщей, между тем как раньше покровы, напротив, имели классическую чистоту и гладкость. Изменение голоса — раньше красивое сопрано, теперь так называемый «лейтенантский голос». Общее выражение лица изменилось. Точно так же изменился и весь внешний вид: грудь стала шире, талия исчезла, живот тучный, совершенно мужской, шея короткая, плотная. Нижняя часть лица короткая, грудные железы мужские, плоские. Изменения в психике: прежде тихая и покорная больная сделалась энергичной, неуступчивой, отчасти придирчивой. С самого начала брачной жизни не испытывала никаких адекватных половых ощущений, однако не было также и превратных ощущений. В половых органах происходит также ряд в высшей степени интересных изменений. Таким образом, молодая женщина во многих отношениях превратилась в мужчину. Я дал об этом случае следующее заключение. «Преждевременный климакс с исчезновением прежней женской половой организации. Развитие физических и психических признаков бывшей до того в скрытом состоянии мужской организации. Интересный пример наличия зачатков обоих полов и возможности скрытого существования другого пола, при невыясненных, однако, доселе условиях». К сожалению, я ничего не мог узнать о дальнейших метаморфозах этого случая, а также о том, имелась ли здесь невропатическая наследственность. Сюда же относятся наблюдения 134 и 135 настоящего сочинения; там на почве тяжелого наследственного предрасположения, под влиянием присоединившейся тяжелой неврастении развилось превращение пола; однако в этих случаях дело дошло лишь до изменений психических половых признаков в сторону другого пола, между тем как физические признаки были лишь намечены. 5. Указанные явления превратной половой организации встречаются, по-видимому, только у индивидов с органической наследственностью. У людей с нормальной организацией остается в силе закон однополого развития, гомологичного половым железам. То, что мозговой центр развивается под влиянием особых условий, независимо от периферических половых органов и половых желез, доказывают случаи гермафродитизма. Если речь идет о ложном гермафродитизме, то остается в силе указанный закон однополого, гомологичного половым железам развития; только при истинном гермафродитизме наблюдается как в физической, так и в психической сфере одновременное развитие обоих центров; вследствие этого происходит нейтрализация половой жизни вплоть до полной асексуальности и развивается тенденция к проявлению и смешению телесных и психических признаков обоих полов. Однако гермафродитизм и превратное половое ощущение, как таковое, не имеют между собой ничего общего. Это видно из того, что гермафродит (на практике приходится иметь дело только с ложным гермафродитизмом) подчиняется указанному выше закону эволюции и не представляет признаков превратного полового ощущения и что, наоборот, при превратном половом ощущении никогда еще не наблюдалось анатомического гермафродитизма. Это объясняется различием тех условий, при которых наступает, с одной стороны, повреждение центральных (мозговых) частей полового аппарата, а с другой — повреждение периферических частей. Перечисленные факты дают, по-видимому, достаточно материала для того, чтобы объяснить с естественно-исторической и антропологической точек зрения явление превратного полового ощущения. Последнее представляет нарушение эмпирического закона, согласно которому мозговой центр является однородным с половыми железами (гомосексуализм), а может быть и нарушение другого закона — об однополой организации индивида (психический гермафродитизм). В первом случае из зачатков обоих полов побеждает не тот, который предназначен к развитию, а другой, противоположный по своему характеру половым железам. Во втором случае победа не достается ни одному из двух центров, и тенденция однополого развития проявляется в том, что один центр доминирует над другим, причем доминирующим оказывается обыкновенно центр противоположного пола. Это тем более примечательно, что в таких случаях этот центр не имеет соответствующих половых желез и вообще не опирается ни на какой периферический половой аппарат, — лишнее доказательство в пользу того, что мозговой центр автономен и развивается независимо от половых желез. В первом случае мы должны предположить, что центр, предназначенный к борьбе за свои права, имеет очень слабые зачатки, что и проявляется обыкновенно в слабом развитии полового влечения и в недостаточно выраженных физических и психических половых признаках. Во втором случае ни один из центров не обладает достаточной силой для победы. Это нарушение законов природы нужно с антропологической и клинической точек зрения рассматривать как явление дегенерации. И действительно, во всех наблюдавшихся до сих пор случаях превратного полового ощущения можно было установить наличие невропатического предрасположения, но большей частью наследственного характера. На чем основан фактор предрасположения и как объясняется его действие, — на эти вопросы современная наука ответить не в состоянии. Аналогичных явлений у невропатических субъектов можно найти много. Вредные моменты, по-видимому, обнаруживающиеся еще в зародышевом состоянии организма, нарушают процесс физической и психической эволюции и вызывают массу разнообразных проявлений недостаточного или извращенного развития (анатомические и функциональные признаки физического и психического вырождения). Но превратное половое ощущение представляет только одно из наиболее резких явлений недоразвития душевных и телесных половых признаков (см. выше); наряду с ним существует еще много других подобных же явлений, так что можно сформулировать следующее положение: чем менее выражены у того или иного индивида психические и физические половые признаки, тем дальше отстоит он от современной ступени развития, достигнутой путем бесконечной эволюции в ряду тысячелетий и приведшей к созданию совершенного однополого типа. Мозговой центр обслуживает психические, а косвенно также и физические половые признаки. На различных ступенях врожденной превратной половой организации мы видим и различную интенсивность патологического предрасположения. То же самое нужно сказать и о тех явлениях полового извращения, которые развиваются лишь в более позднем возрасте («привитое» половое извращение, «recte tardive»). Без патологического предрасположения человек никогда не приобретет превратного полового ощущения, сколько бы он ни занимался онанизмом или развратом с лицами собственного пола. Как только эти внешние влияния прекращаются, так он возвращается к нормальному способу полового удовлетворения. Иначе дело обстоит у человека наследственно отягощенного, у которого психосексуальный центр обладает слабой организацией, то есть не снабжен достаточной силой и не одержал еще победы в борьбе. В таком случае всевозможные психические и физические вредности, в особенности же неврастения, в состоянии нарушить его слабую неустойчивую половую организацию, бывшую, однако, до того в полном соответствии с его половыми железами: сначала он делается двуполым в психическом отношении, затем однополым в смысле противоположного пола, и, наконец (при возникновении физических и психических половых признаков, указывающих на победу противоположного центра и на подавление первоначального центра), дело доходит до эвирации или дефеминации. Каким образом неврастения может дать толчок к развитию превратного полового чувства, это я пытался показать выше. -------------------- Соучредитель журнала "Сверхновая Реальность" и его нижегородский представитель.
Член оргкомитета НТОРЭС им. А.С. Попова. |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18.6.2025, 22:10 |