![]() |
Поделиться |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Поделиться |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Мастер ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователь Сообщений: 782 Регистрация: 7.12.2006 Вставить ник Цитата Пользователь №: 42 Страна: Россия Город: Нижний Новгород Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Я полагаю, что на учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, что возможно дать ему национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире. Мне кажется, что нам необходимо обособиться в нашем взгляде на науку не менее, чем в наших политических воззрениях, и русский народ, великий и мощный, должен, думается мне, вовсе не подчиняться воздействию других народов.
П. Я. Чаадаев, 1832 год В настоящее время многие технократы недовольны практически полным незнанием даже основных понятий математики подавляющим большинством современных гуманитариев. По мнению технократов, взрослый человек, не знающий сегодня, что такое производная, интеграл, ряд Фурье, не может считаться культурным человеком. С другой стороны, многими философами ставится проблема всестороннего развития личности человека, см., например: 1. Зеленов Л. А., Кеда Е. К. Все знать, все уметь. Всестороннее развитие человека.— Горький, ВВКИ, 1966. 2. Зеленов Л. А. Антропономия. Общая теория человека.— Н. Новгород, 1991. 3. Зеленов Л. А. Становление личности. — Горький, ВВКИ, 1989. 4. Индикаторы развития человеческого потенциала.— Н. Новгород, ПАНИ, 2001. 5. Краева О. Л. Диалектика потенциала личности.— М.-Н. Новгород, 1999. Поэтому, предлагаю начать обсуждать тему «Гуманитарии и математика». Для того, чтобы дискуссия вышла сразу на достаточно высокий уровень, предлагаю сначала посмотреть источники: как классические, типа Стеклов В. А. Математика и ее значение для человечества (1923); так и новейшие, например, журнал «Математика в высшем образовании» и нижеследующие статьи в нем: 1. Розов Н. Х. Гуманитарная математика // Математика в высшем образовании. 2003. № 1. 2. Успенский В. А. Математика для гуманитариев : философия преподавания // Математика в высшем образовании. 2005. № 3 . 3. Рябина Н. О. Для чего психологу нужна математика ? // Математика в высшем образовании. 2003. № 1 . 4. Самыловский А. И. О содержании математической подготовки студентов социально-экономических направлений и специальностей (некоторые положения ГОС ВПО третьего поколения) // Математика в высшем образовании. 2004. № 2 . ![]() ![]() ![]() -------------------- Ведущий раздела "НТОРЭС им. А. С. Попова. Нижегородское отделение"
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 1778 Регистрация: 8.1.2007 Вставить ник Цитата Пользователь №: 81 Страна: Россия Город: Москва Пол: Жен. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Робинзоид, понятно..
еще чуть-чуть: Цитата Геометрия эмоций Начнём с того, что центры речи и письма находятся в левом полушарии. Для левой половины нашего мозга характерны логический стиль мышления, рационализм, способность оперировать символами вещей и понятий, умение считать время и деньги. Это полушарие обрабатывает поступающую информацию последовательно, как бы раскладывая её по полочкам, размещая в строгих пространственно-временных координатах. Образно говоря, левый мозг тщательно пережёвывает каждую порцию информации, и провести его на мякине трудно. Правое полушарие ведёт себя словно в пику педантичному левому. Оно даже не умеет говорить и мыслит образами, обожает свободу и способно комбинировать свои знания вообще без всякой логики. Это о нём сказано, что сон разума порождает чудовищ: галлюцинации, ночные кошмары, гениальные (реже) и бредовые (чаще) идеи. Правый мозг заглатывает информацию целиком, не пережёвывая, поэтому и обмануть его, пустить ему пыль в глаза не составляет большого труда. Но вот что интересно! Правая половина нашего мозга, на первый взгляд, более примитивна, но вся вновь поступающая информация проходит первичную фильтрацию именно в ней. Это полушарие немое, не понимает смысла слышимых слов, но если вы слушаете, например, оперу или песню, именно оно разделяет партию солиста и музыкальное сопровождение на два информационных потока. И если оно по каким-то причинам отключится, любая гениальная опера или берущая за душу песня превратится в какофонию звуков. Если мы прочтём строки: „Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали…“ — только „грамотным“ левым полушарием, то рука потянется позвонить в пожарную часть. Ну, а следующие строки: „…В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить“, — вызовут ещё мысль, что не худо бы заодно позвонить по „02“, а ну как этот поэт всё-таки передумает и начнёт хулиганить! Да мало ли понятий, которые могут уместиться только справа! Это честь, дружба, патриотизм, вдохновение, весна, наконец. Покажите левому полушарию саврасовских грачей. Оно, пожалуй, точно вычислит, что на картине запечатлён март, а не апрель, — снег ещё лежит, а грачи уже прилетели. Правое же ничего вычислять не будет. Оно взглянет на мокрый снег, на лысеющие поля — и почувствует запах весеннего воздуха. Но коль скоро активация скучного левого полушария делает окружающий мир не только приятным, но и понятным (что тоже приятно), то, наверное, и та деятельность, которая для него характерна, тоже должна доставлять удовольствие. Цитата Химия эмоций А теперь давайте вернёмся к началу и рассмотрим всё то же самое с точки зрения химии. Активация полушарий, о которой шла речь, — это, по сути, возбуждение и торможение нервных клеток (нейронов), из которых состоит наш мозг. Нейроны активируются или тормозятся по принципу падающего домино, то есть один за другим. Но нервные импульсы переходят с одного нейрона на другой не напрямую, а через крохотные щели-синапсы благодаря веществам-нейропередатчикам, или медиаторам. К числу самых распространённых медиаторов относятся уже упоминавшиеся в начале статьи серотонин, норадреналин и дофамин. Соответственно нейроны, которые выделяют тот или иной медиатор, называются серотонинергическими, норадреналинергическими или дофаминергическими. Первые два медиатора — серотонин и норадреналин — ещё называют базовыми, потому что при их участии в мозге формируются самые устойчивые мотивации. Но, как вы помните, за мотивации отвечает в основном правое полушарие. Логично ожидать, что серотонинергических и норадреналинергических нейронов в правом полушарии больше, чем в левом. Так оно и есть на самом деле. Масса обоих полушарий мозга приблизительно одинакова (разница составляет около 4 граммов). Значит, количество нейронов справа и слева тоже примерно равно. Но если в правом полушарии больше норадреналинергических и серотонинергических нейронов, то логично предположить, что в левом полушарии должно быть больше нейронов с медиатором дофамином. И в самом деле там их больше. Между тем дофамин отличается от двух других упомянутых выше медиаторов — его ещё называют нейропередатчиком действия. Он как бы обеспечивает исполнительную власть мозга. И включается в работу уже после законодательных (мотивационнных) мозговых стуктур. Проще говоря, вы начинаете шарить голодными глазами по холодильнику уже на фоне разыгравшегося аппетита. И во всех других ситуациях происходит примерно то же самое. Активация норадреналинергических и серотонинергических нейронов приводит к преобладанию активности правого мозга и вызывает устойчивое мотивационное состояние (например, жажду). Субъект заряжается отрицательными эмоциями. Так как процесс сбора информации (где взять бутылку „Боржоми“?) вторичен по отношению к мотивации, то спустя какое-то время дофаминергические нейроны раскочегарят левую половину мозга и наступит временный баланс активности обоих полушарий. Но ведь исходно активность правой половинки была больше, следовательно, для достижения баланса справа и слева скорость нарастания активности левой половинки должна быть больше, чем правой. Так всё и происходит — именно благодаря разнице скоростей возбуждения (а не из-за абсолютного преобладания левого полушария) мы испытываем чувство удовлетворения (ага, вот она бутылка „Боржоми“, на нижней полке холодильника, иди-ка сюда, голубушка!). А теперь, зная и геометрию, и химию эмоций, давайте проанализируем банальный сюжет из российской действительности. На душе скверно — выпил — настроение улучшилось — тянет поговорить с кем-нибудь по душам. Случайно ли именно такое развитие событий? Начнём с выпивки. Доказано, что алкоголь провоцирует выброс дофамина. Наибольшая концентрация дофаминергических нейронов — в левом полушарии. Резкая активация левой половинки повышает настроение. Но там же, слева, находится и центр болтливости (центр Брока). Следовательно, всё происходит строго по науке: человек активирует стаканом водки левое полушарие и уподобляется тому пациенту, которому электрошоком отключили правую половину мозга. Но точно так же, по науке, можно добиться того же результата и без столь сильнодействующих средств. Как вы уже знаете, если на душе погано, надо лишь активировать левую половину мозга. И достичь этого проще простого: надо просто поиграть. Отбросить всю свою важность и затеять какую-нибудь не шибко замысловатую игру — в теннис, футбол, шашки, морской бой, в картишки перекинуться, наконец. А если хотите, можно немного (только не всерьёз, а в шутку) пофлиртовать с девушкой. Попробуйте, и сами убедитесь, как у вас сразу поднимется настроение и снова захочется жить. http://wsyachina.narod.ru/biology/emotions_geometry.html |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 17.6.2025, 20:12 |