IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Ставшее классикой
Поделиться
zeep
сообщение 16.11.2010, 12:17
Сообщение #1


Профессионал
*******

Группа: Глоб. Модератор
Сообщений: 1778
Регистрация: 8.1.2007
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 81
Страна: Россия
Город: Москва
Пол: Жен.



Репутация: 22


Орнаменты.
Смысловые корни орнаментики древних культур

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например,
круг — солнце,
квадрат — земля,
треугольник — горы,
свастика— движение солнца,
спираль — развитие, движение и т. д.,


Африка

предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. «Можно предположить, что для древних этот знак не что иное, как своеобразная всеобъемлющая формула, такая, какой для нас, например, является эйнштейновская Е = тс2. Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. ...В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью... хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон "Золотого сечения", или, как его называют математики, "Закон Золотого числа"» [51: 18].

Большое место орнамент занял в народном художественном ремесле. Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента:
1) конструктивную — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие;
2) эксплуатационную — она облегчает пользование предметом;
3) репрезентационную — она увеличивает впечатление ценности предмета;
4) психическую — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его.

«Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики» [75: 71].

Одни и те же элементы орнамента в иные времена воспринимались и использовались по-разному, в зависимости от верований и взглядов на окружающую действительность. Им придавали особое толкование, изобразительное решение, стилистику. Например:
цветок розы (розетта, розетка):
по древним, языческим верованиям, цветок богини Венеры — символ любви и красоты;
в Средневековье — цветок Богоматери;
в исламе — символ райской жизни и космической силы:
«пылает роза как подарок солнца, а лепестки ее суть маленькие луны» [12: 30].



http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/index.htm
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Открыть новую тему
Ответов
zeep
сообщение 25.3.2011, 9:54
Сообщение #2


Профессионал
*******

Группа: Глоб. Модератор
Сообщений: 1778
Регистрация: 8.1.2007
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 81
Страна: Россия
Город: Москва
Пол: Жен.



Репутация: 22




Владимир Евграфович Татлин (1885–1953), русский художник; наряду с К.С.Малевичем – один из двух самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве 16 (28) декабря 1885 в семье инженера. В 1899–1900, убежав из дома, устроился юнгой на пароход, совершив плавание по маршруту Одесса – Варна – Стамбул – Батум и обратно. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в следующем году был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение».



Снова плавал матросом по Черному морю в 1904. В 1905–1910 занимался в Пензенском художественном училище. Завязал связи с М.Ф.Ларионовым, Д.Д.Бурлюком, В.В.Хлебниковым и другими авангардистами, участвовал в выставках «Мира искусства» и «Союза молодежи», а также в выставках «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». В 1912 устроил в Москве свою собственную мастерскую-школу. Побывал в Германии и Франции (1914), посетил студию П.Пикассо в Париже.

Возможно, с этим слегка курьезным визитом (Татлин приехал в Париж из Берлина, где на выставке русского народного искусства исполнял роль слепого бандуриста он и для Пикассо сыграл на бандуре) косвенно связан переход художника от живописи, сочетавшей ларионовское влияние с элементами кубизма, к "живописным рельефам" (они же "контррельефы", или "материальные подборы"). Эти объемно-пространственные абстракции из железа и дерева, с использованием стекла, штукатурки, обоев, фрагментов готовых вещей и отчасти обработанные живописными средствами, впервые были показаны им на выставке в собственной студии (1914 тогда они назывались "синтезо-статичными композициями"), затем на выставках "Трамвай Б", "1915 год", "Магазин". С них началась конструктивистская линия в русском авангарде, линия материаловедения, противопоставляемая - во всяком случае, автором - отвлеченно-знаковому супрематизму К. С. Малевича.
Однако победивший конструктивизм 1920-х гг. - и в утилитарно-производственном его варианте, и в варианте техницист-ском - далек от стремления вслушиваться в органику материала. В соответствии с общей программой Татлин делает эскизы посуды, одежды и даже печей, но его модели, как правило, утопичны, это проекты идей, а не вещей. Таков "Памятник III Интернационала" ("Башня Татлина", 1919-20) - символическое воплощение революционной эпохи, впечатляющий, но вряд ли рассчитанный на реализацию синтез скульптуры, архитектуры и техники. Таков "махолет" "Летатлин", сборкой которого художник занимался в течение трех лет (1929-32) в башне Новодевичьего монастыря (образ башни сродни Татлину - его первая студия в Москве тоже звалась "Башней"), - конструкция абсолютно природная и эстетически поразительная, напоминающая чертежи Леонардо да Винчи художник не сомневался в ее воздухоплавательных возможностях и первое испытание планировал провести со своим маленьким сыном.


Модель памятника III Интернационала. 1919-20.
Реконструкция 1979. Дерево, железо, стекло


Летатлин

В 1920-х гг. Татлин активно работает в Наркомпросе (1919-23 инициатор "музеев художественной культуры", член Отдела музеев, куратор реформы художественного образования и монументальной пропаганды) и в Инхуке (1923-24 руководитель Отдела материальной культуры), преподает в Киевском художественном институте (фото-кинотеатральное отделение, 1925-27) и во Вхутеине (отделение обработки дерева и керамики, 1927-30). Общественные обязанности не являются для него чем-то внешним, но как бы составляют часть занятий искусством. Художник тотального и экзистенциального склада, Татлин не разделяет искусство на виды и жанры - он занимается конструированием новых форм во всем сразу, от архитектуры до книжного дела и от дизайна до сценографии.


Эскиз костюма к "Летучему голландцу". 1915-1917

http://www.maslovka.info/modules.php?name=...age&pid=131
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
- zeep   Ставшее классикой   16.11.2010, 12:17
- - zeep   До настоящего времени у исследователей искусства н...   16.11.2010, 12:21
- - zeep   Владимир Евграфович Татлин (1885–1953), русский ху...   25.3.2011, 9:54
- - zeep   Юрий Михайлович Ракша «Меня неудержимо влекло к ...   21.4.2017, 13:31
- - zeep   Теодор Северин Киттельсен (норв. Theodor Severin K...   30.6.2020, 19:05
- - ИВК   Помню, читал книгу "В стране троллей" с ...   30.6.2020, 20:54
- - zeep   ЦитатаОхотно верю, что сам Киттельсен их видел, оч...   30.6.2020, 21:39
- - knn   Цитата(zeep @ 16.11.2010, 12:17) Так роди...   19.7.2020, 10:08
- - knn   ! только сейчас дошло, что Пифагора с Архимедо...   19.7.2020, 20:12
- - knn   - сейчас глянул зомбивикипедию на предмет "зо...   19.7.2020, 20:48
|- - knn   Цитата(knn @ 19.7.2020, 20:48) год-два на...   19.7.2020, 22:52
|- - zeep   Для вдохновения русской темой сходила на выставку ...   18.9.2020, 20:06
|- - ИВК   Цитата(zeep @ 18.9.2020, 19:06) На смешан...   19.9.2020, 14:42
- - zeep   knn , спасибо, очень интересно про русские вавилон...   20.7.2020, 11:17
- - zeep   Я тоже в детстве смотрела), давно, но смотрела мно...   21.9.2020, 17:46
- - ИВК   zeep, спасибо за экскурсию; вы хороший экскурсовод...   21.9.2020, 22:46
- - zeep   ИВК , поправила).   24.9.2020, 10:09
- - zeep   Кто куда), а я по выставкам. Графику выставляют ре...   12.10.2020, 19:19
- - zeep   Жил такой художник Август Ланин. Август Василь...   16.11.2021, 16:46
- - zeep   Немножко фантастики и киберпанка. Жан Жиро...   15.12.2021, 18:39
- - zeep   Любопытная новость сегодня : Москва. 9 февраля. ...   9.2.2023, 18:52


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
( Гостей: 1 )
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 3.7.2025, 4:10