IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Крылья, о воздухоплавании и не только
Поделиться
zeep
сообщение 6.4.2010, 19:14
Сообщение #1


Профессионал
*******

Группа: Глоб. Модератор
Сообщений: 1778
Регистрация: 8.1.2007
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 81
Страна: Россия
Город: Москва
Пол: Жен.



Репутация: 22





http://lib.ru/EKZUPERY/planeta.txt
Цитата
Так требования ремесла преображают и обогащают мир. Но для того чтобы в
привычных картинах летчику открылся новый смысл, ему вовсе не обязательно
пережить подобную ночь. Однообразный вид за окном утомляет пассажира, но
экипаж смотрит другими глазами. Вон та гряда облаков, встающая на горизонте,
для летчика не декорация: она бросит вызов его мускулам и задаст нелегкие
задачи. И он уже принимает ее в расчет, измеряет и оценивает, они говорят на
одном языке. А вот высится гора, до нее еще далеко, - чем она его встретит?
При свете луны она послужит неплохим ориентиром. Но если летишь вслепую, и,
уклонясь в сторону, с трудом исправляешь курс, и не знаешь точно, где
находишься, тогда эта горная вершина обернется взрывчаткой, наполнит угрозой
всю ночь, как одна-единственная мина - игрушка подводных течений - отравляет
все море.
Иным видится пилоту и океан. Для пассажиров буря остается невидимкой: с
высоты незаметно, как вздымаются валы, и залпы водяных брызг кажутся
неподвижными. Лишь белеют внизу широко распластанные пальмовые ветви,
зубчатые, рассеченные прожилками и словно заиндевелые. Но пилот понимает,
что здесь на воду не сядешь. Эти пальмы для него - как огромные ядовитые
цветы.
И даже если рейс выдался удачный, на своем отрезке трассы пилот не
просто зритель. Он не восхищается красками земли и неба, следами ветра на
море, позолотой закатных облаков, - он их обдумывает. Точно крестьянин,
который, обходя свое поле, по тысяче примет узнает, ждать ли ранней весны,
не грянут ли заморозки, будет ли дождь, и пилот тоже предвидит по приметам
близкий снегопад, туман или ясную, погожую ночь. Поначалу казалось, самолет
отдаляет человека от природы, - но нет, еще повелительней становятся ее
законы. Грозовое небо вызывает пилота на суд стихий - и, одинокий, он
отстаивает свой груз в споре с тремя изначальными божествами: с горами,
морем и бурей.


Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Открыть новую тему
Ответов
zeep
сообщение 21.4.2017, 11:22
Сообщение #2


Профессионал
*******

Группа: Глоб. Модератор
Сообщений: 1778
Регистрация: 8.1.2007
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 81
Страна: Россия
Город: Москва
Пол: Жен.



Репутация: 22


Проект "Спираль"

http://www.buran.ru/htm/spiral.htm




История программы "Спираль"

Начало 60-х годов. Холодная война в разгаре. В США идут работы по программе Dyna Soar - гиперзвукового орбитального ракетоплана Х20. Как ответ на эту программу, работы по разработке собственных ракетопланов проводятся и в нашей стране многими институтами и КБ, как по заказу правительства, в виде НИОКР, так и в инициативном порядке. Но разработка аэрокосмической системы "Спираль" явилась первой официальной крупномасштабной темой, поддержанной руководством страны после ряда событий, ставших предысторией проекта.
В соответствии с пятилетним Тематическим планом ВВС по орбитальным и гиперзвуковым самолетам практические работы по авиационной космонавтике в нашей стране в 1965 г. были поручены ОКБ-155 А.И.Микояна, где их возглавил 55-летний Главный конструктор ОКБ Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Тема по созданию двухступенчатого воздушно-орбитального самолета (в современной терминологии - авиационно-космической системы - АКС) получила индекс "Спираль". Советский Союз серьезно готовился к масштабной войне в космосе и из космоса.

В соответствии с требованиями заказчика конструкторы взялись за разработку многоразового двухступенчатого комплекса, состоящего из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. Старт системы предусматривался горизонтальный, с использованием разгонной тележки, отрыв происходил на скорости 380-400 км/ч. После набора с помощью двигателей ГСР необходимых скорости и высоты происходило отделение ОС и дальнейший разгон происходил с помощью ракетных двигателей двухступенчатого ускорителя, работающих на фтороводородном топливе.

Боевой пилотируемый одноместный ОС многоразового применения предусматривал использование в вариантах дневного фоторазведчика, радиолокационного разведчика, перехватчика космических целей или ударного самолета с ракетой класса "космос-Земля" и мог применяться для инспекции космических объектов. Вес самолета во всех вариантах составлял 8800 кг, включая 500 кг боевой нагрузки в вариантах разведчика и перехватчика и 2000 кг у ударного самолета. Диапазон опорных орбит составлял 130...150 км по высоте и 450...1350 по наклонению в северном и южном направлениях при стартах с территории СССР, причем задача полета должна была выполняться в течение 2-3 витков (третий виток посадочный). Маневренные возможности ОС с использованием бортовой ракетной двигательной установки, работающей на высокоэнергетических компонентах топлива - фтор F2 + амидол (50% N2H4 + 50% BH3N2H4), должны были обеспечивать изменение наклонения орбиты для разведчика и перехватчика на 170, для ударного самолета с ракетой на борту (и уменьшенном запасе топлива) - 70...80. Перехватчик также был способен выполнить комбинированный маневр - одновременное изменение наклона орбиты на 120 с подъемом на высоту до 1000 км.
После выполнения орбитального полета и включения тормозных двигателей ОС должен входить в атмосферу с большим углом атаки, управление на этапе спуска предусматривалось изменением крена при постоянном угле атаки. На траектории планирующего спуска в атмосфере задавалась способность совершения аэродинамического маневра по дальности 4000...6000 км с боковым отклонением плюс/минус 1100...1500 км.

В район посадки ОС должен был выводиться с выбором вектора скорости вдоль оси взлетно-посадочной полосы, что достигалось выбором программы изменения крена. Маневренность самолета позволяла обеспечить посадку в ночных и сложных метеоусловиях на один из запасных аэродромов территории Советского Союза с любого из 3-х витков. Посадка совершалась с использованием турбореактивного двигателя ("36-35" разработки ОКБ-36), на грунтовой аэродром II класса со скоростью не более 250 км/ч.
Согласно утвержденному Г.Е.Лозино-Лозинским 29 июня 1966 года аванпроекту "Спирали", АКС с расчетной массой 115 тонн представляла собой состыкованные воедино крылатые широкофюзеляжные многоразовые аппараты горизонтального взлета-посадки - 52-тонный гиперзвуковой самолет-разгонщик (получивший индекс "50-50"), и расположенный на нем пилотируемый ОС (индекс "50") с двухступенчатым ракетным ускорителем - блоком выведения.
Из-за неосвоенности в качестве окислителя жидкого фтора для ускорения работ по АКС в целом в качестве промежуточного шага предлагалась альтернативная разработка двухступенчатого ракетного ускорителя на кислородно-водородном топливе и поэтапное освоение фторного топлива на ОС - сначала использование высококипящего топлива на азотном тетраксиде и несимметричном диметилгидразине (АТ+НДМГ), затем фторо-аммиачное топливо (F2+NH3), и только после накопления опыта планировалось заменить аммиак на амидол.

Благодаря особенностям заложенных конструктивных решений и выбранной схеме самолетного старта позволял реализовать принципиально новые свойства для средств выведения военных нагрузок в космос:
- вывод на орбиту полезного груза, составляющего по весу 9% и более от взлетного веса системы;
- уменьшение стоимости вывода на орбиту одного килограмма полезного груза в 3-3,5 раза по сравнению с ракетными комплексами на тех же компонентах топлива;
- вывод космических аппаратов в широком диапазоне направлений и возможность быстрого перенацеливания старта со сменой необходимого параллакса за счет самолетной дальности;
- самостоятельное перебазирование самолета-разгонщика;
- сведение к минимуму потребного количества аэродромов; - быстрый вывод боевого орбитального самолета в любой пункт земного шара;
- эффективное маневрирование орбитального самолета не только в космосе, но и на этапе спуска и посадки;
- самолетная посадка ночью и в сложных метеоусловиях на заданный или выбранный экипажем аэродром с любого из трех витков.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ АКС СПИРАЛЬ.

Гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР) "50-50".

ГСР представлял собой самолет-бесхвостку длиной 38 м с треугольным крылом большой переменной стреловидности по передней кромке типа "двойная дельта" (стреловидность 800 в зоне носового наплыва и передней части и 600 в концевой части крыла) размахом 16,5 м и площадью 240,0 м2 с вертикальными стабилизирующими поверхностями - килями (площадью по 18,5 м2) - на концах крыла.
Управление ГСР осуществлялось с помощью рулей направления на килях, элевонов и посадочных щитков. Самолет-разгонщик был оборудован 2-местной герметичной кабиной экипажа с катапультируемыми креслами.
Взлетая с разгонной тележки, для посадки ГСР использует трехопорное шасси с носовой стойкой, оборудованной спаренными пневматиками размером 850x250, и выпускаемой в поток в направлении "против полета". Основная стойка оснащена двухколесной тележкой с тандемным расположением колес размером 1300x350 для уменьшения требуемого объема в нише шасси в убранном положении. Колея основных стоек шасси 5,75 м.
В верхней части ГСР в специальном ложе крепился собственно орбитальный самолет и ракетный ускоритель, носовая и хвостовая части которых закрывались обтекателями.
На ГСР в качестве топлива использовался сжиженный водород, двигательная установка - в виде блока четырех турбореактивных двигателей (ТРД) разработки А.М.Люлька тягой на взлете по 17,5 т каждый, имеющих общий воздухозаборник и работающих на единое сверхзвуковое сопло внешнего расширения. При пустой массе 36 т ГСР мог принять на борт 16 т жидкого водорода (213 м3), для размещения которого отводилось 260 м3 внутреннего объема
Двигатель получил индекс АЛ-51 (в это же время в ОКБ-165 разрабатывался ТРДФ третьего поколения АЛ-21Ф, и для нового двигателя индекс выбрали "с запасом", начав с круглого числа "50", тем более что это же число фигурировало в индексе темы). Техническое задание на его создание получило ОКБ-165 А.М.Люльки (ныне - НТЦ имени А.М.Люльки в составе НПО "Сатурн").
Преодоление теплового барьера для ГСР обеспечивалось соответствующим подбором конструкционных и теплозащитных материалов.

Самолет-разгонщик.

В ходе работ проект постоянно дорабатывался. Можно сказать, что он находился в состоянии "перманентной разработки": постоянно вылезали какие- то неувязки - и все приходилось "доувязывать". В расчеты вмешивались реалии - существующие конструкционные материалы, технологии, возможности заводов и т.д. В принципе, на любом этапе проектирования двигатель был работоспособен, но не давал тех характеристик, которые хотели получить от него конструкторы. "Дотягивание" шло в течение еще пяти-шести лет, до начала 1970-х, когда работы по проекту "Спираль" были закрыты.
Двухступенчатый ракетный ускоритель.
Блок выведения представляет собой одноразовую двухступенчатую ракету- носитель, расположенную в "полуутопленном" положении в ложементе "на спине" ГСР. Для ускорения разработки аванпроектом предусматривалась разработка промежуточного (на топливе водород-кислород, H2+O2) и основного (на топливе водород-фтор, H2+F2) вариантов ракетного ускорителя.
При выборе топливных компонентов проектировщики исходили из условия обеспечения вывода на орбиту возможно большего полезного груза. Жидкий водород (H2) рассматривался как единственный перспективный вид горючего для гиперзвуковых воздушных аппаратов и как один из перспективных горючих для ЖРД, несмотря на его существенный недостаток - малый удельный вес (0,075 г/см3). Керосин в качестве топлива для ракетного ускорителя не рассматривался.
В качестве окислителей для водорода могут быть кислород и фтор. С точки зрения технологичности и безопасности кислород более предпочтителен, но его применение в качестве окислителя для водородного топлива приводит к значительно большим потребным объемам баков (101 м3 против 72,12 м3), то есть к увеличению миделя, а следовательно, лобового сопротивления самолета- разгонщика, что уменьшает его максимальную скорость расцепки до М=5,5 вместо М=6 при фторе.
/выдержка/
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
- zeep   Крылья   6.4.2010, 19:14
- - zeep   Почему оно летает? "Чем выше самолет находит...   6.4.2010, 19:15
- - zeep   .....Крепость моя, я построю тебя в человеческом с...   6.4.2010, 19:16
- - zeep   Парашют Грубо говоря, парашют не является летате...   6.4.2010, 19:16
- - zeep   http://oko-planet.su/fail....ty.html Мглистым, мо...   6.4.2010, 19:17
- - Belyakin   Какая хорошая подборка. Вот почему у нас в стране ...   13.4.2010, 16:59
- - zeep   Из к/ф "В небе "ночные ведьмы". 198...   24.4.2010, 22:04
- - zeep   73 года назад экипаж Валерия Чкалова прошел через ...   20.6.2010, 22:45
- - zeep   История спуска... 31 июля 1944 года Сент-Экзюпе...   30.9.2010, 13:43
- - zeep   Leonardo da Vinci Искусственный полет был задаче...   20.1.2011, 22:40
- - zeep   моя графика на мировоззренческую тему)) Миры Земл...   21.1.2011, 11:05
- - zeep   Полтава..какое любопытное место)) Алекса́ндр...   6.3.2011, 21:31
- - zeep   http://prophotos.ru/photographers/7517-ale...etros...   1.8.2011, 13:36
- - zeep   Нас не водили на завод где делают ракеты), специал...   14.2.2014, 9:49
- - zeep   такой случай произошел с космонавтом Владимиром Ля...   27.2.2014, 22:59
- - zeep   http://sever.sokolniki.com/rus/NewsAndEvents/News/...   27.2.2014, 23:09
- - efan81   Отлично zeep! Крылья! Как ни крути... они ...   28.2.2014, 4:33
- - zeep   Ушел товарищ Сухов.. http://www.unikino.ru/comp...   9.3.2014, 21:11
- - zeep   О смысле жизни - В чем смысл твоей жизни? - Меня ...   19.3.2014, 10:13
- - zeep   Олеша Юрий >>Ни дня без строчки - скачать кн...   19.3.2014, 10:20
- - zeep   Документальные Картины космонавта Леонова и его др...   21.4.2017, 11:07
- - zeep   Проект "Спираль" http://www.buran.ru/ht...   21.4.2017, 11:22
- - zeep   Новости с МКС БАЙКОНУР /Казахстан/, 20 апреля. ...   21.4.2017, 11:24
- - zeep   шутки астрономов : Даже про зеркало в коридоре ...   24.4.2017, 14:48
- - zeep   «Аэлита» — классический советский немой художестве...   25.4.2017, 10:53
- - IVK   В Венгрии в 1980 году тоже экранизировали "Аэ...   25.4.2017, 16:15
- - zeep   Главное достоинство экранизации это то, что она во...   25.4.2017, 19:22
- - dango_   Цитата(zeep @ 25.4.2017, 20:22) Главное д...   26.4.2017, 8:03
- - zeep   Продолжу прорывы) https://youtu.be/JWiWYqvP0B...   26.4.2017, 10:50
- - efan81   Интересно... а где можно почитать подробности...   27.4.2017, 18:38
- - dango_   Цитата(efan81 @ 27.4.2017, 19:38) Интерес...   28.4.2017, 9:19
- - Смит   Дааа... интересное время было. БЭСМ-6 видел издали...   28.4.2017, 14:43
- - zeep   Представляю вам иллюстрации Стасиса Краскаускаса к...   8.5.2017, 17:24
- - zeep   Однажды в воскресенье), в "мертвое " с т...   7.5.2020, 19:43
- - zeep   Фильмы о самолетах меня прямо притягивают). Смотре...   29.5.2020, 18:05
- - efan81   Этот фильм поканалу "АРСЕНАЛ" очень част...   29.5.2020, 18:09
- - zeep   efan81 , "АЛСИБ - 6 тысяч километров мужества...   29.5.2020, 18:14
- - zeep   На днях, точнее 8 июня исполнись 100 лет со дня ро...   11.6.2020, 20:05
- - zeep   Татлин, тайновидец лопастей И винта певец суровый,...   15.6.2020, 14:45
- - zeep   Сегодня 120 лет со дня рождения Антуана де Сент-Эк...   29.6.2020, 12:54
- - ИВК   Сент-Экзюпери я читал в детстве и потом перечитыва...   29.6.2020, 14:50
- - zeep   ИВК , да, все так. И еще есть "Цитадель...   29.6.2020, 16:26
- - ИВК   У меня вот какая мысль возникла. А если бы Сент-Эк...   29.6.2020, 21:23
- - zeep   ИВК , вот уж не знаю), было бы лучше или нет. Это ...   30.6.2020, 9:07
- - zeep   Вообще, интересно, да. О метафизических существах...   30.6.2020, 15:03
- - ИВК   Цитата(zeep @ 30.6.2020, 8:07) ИВК , вот ...   30.6.2020, 15:38
- - zeep   ЦитатаМне нравится наш мир, и я считаю, что Бог со...   30.6.2020, 15:56
- - zeep   Не так давно обнаружила прекрасные иллюстрации Ник...   17.3.2021, 16:26
|- - Koi.v2   Не в тему, я например в восторге от серии фэнтези ...   17.3.2021, 18:26
- - zeep   ЦитатаНе в тему, я например в восторге от серии фэ...   17.3.2021, 20:08
- - ИВК   Самые лучшие рисунки. по-моему, где Маленький прин...   18.3.2021, 0:27
- - zeep   Улыбка Георгия Гречко: к 90-летию знаменитого ко...   28.5.2021, 11:05
- - zeep   И снова Антуан и его "Цитадель" , тоже с...   28.5.2021, 14:53
- - zeep   Ну, дорогая, что ты. Нет, не волнуйся, право. Неуж...   15.7.2021, 22:04
- - ИВК   Вспоминается "Последний легионер галактики...   16.7.2021, 15:33
- - zeep   ИВК , да киборги вспоминаются), но мне нравится эт...   21.7.2021, 22:26
- - ИВК   Посмотрел про неё в инете; ничего себе биография; ...   21.7.2021, 23:22
- - zeep   Да, она опаленная войной. Но и до всех этих событи...   22.7.2021, 11:45
- - zeep   Кто про что), а я все про космос и , собственно, п...   2.11.2021, 16:42
- - ИВК   Что касается самой нижней картины, то я сначала её...   2.11.2021, 17:19
- - zeep   ИВК , почти так и есть. мне было прикольно - супре...   2.11.2021, 17:33
- - zeep   Раз уж сегодня у меня есть возможность), покажу ещ...   2.11.2021, 17:44
- - zeep   Еще повстречала интересного художника-авангардиста...   3.11.2021, 10:18
- - zeep   Не так давно обнаружила, что у финнов был золотой ...   12.11.2021, 21:25
- - zeep   Аксели поддерживал творческие отношения с русскими...   12.11.2021, 21:32
- - ИВК   Калевала - это интересно, притягательно; как текст...   18.11.2021, 13:57
- - zeep   ИВК , конкретно по Калевале материала хватит на о...   18.11.2021, 19:22
- - zeep   Калевала в изобразительном искусстве - http://for...   19.11.2021, 13:45
- - zeep   RE: Крылья   16.12.2021, 9:17
- - zeep   С Новым годом! Здоровья, радости, творческого...   2.1.2022, 14:36
- - Серафима   Да, тоже про крылья ) С праздником!   2.1.2022, 21:45
- - zeep   Посмотрим о солнечном парусе. Звучит красиво), при...   19.1.2022, 18:37
- - zeep   Что у соседей с парусами: Космос 1 (Cosmos 1) — с...   19.1.2022, 18:45


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
( Гостей: 1 )
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 17.6.2025, 23:36