![]() |
Поделиться |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Поделиться |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 10146 Регистрация: 22.6.2009 Вставить ник Цитата Из: Онега Пользователь №: 1352 Страна: Россия Город: Не указан Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Есть ли в современной (постсоветской, имею в виду) фантастике какой-то привлекательный образ будущего?
Из произведений известных писателей мне тут вспоминается лишь цикл Владислава Крапивина о Великом Кристалле. Там грядущее в самом деле смотрится оптимистично. Но вот незадача: такие чудесные перспективы — именно у фантастического мира Великого Кристалла; успешное развитие зависит как раз от взаимопомощи людей из параллельных пространств — то есть от того, чего нет в реальном мире. Так что ту концепцию невозможно применить к миру, в котором мы живём. А другие писатели? Можете назвать написанную уже после падения СССР книгу какого-либо именитого фантаста, содержащую такой образ будущего, к которому есть смысл стремиться? Назовёте — обсудим. А я такой не знаю — и потому обращусь к творчеству почти никому не ведомых фантастов-любителей. Вот среди них образ светлого завтра весьма популярен. С такой целью я просмотрел архив рассказов , написанных за последние 8 лет для конкурсов, которые проводит Лаборатория Будущего. Искал позитив — и нашёл немало. Сразу сделаю важную оговорку. Светлое будущее в тех рассказах обычно предполагает восстановление обновлённого Советского Союза. Это объяснимо, поскольку сама Лаборатория Будущего — «красная» и авторы на её конкурсах в основном с коммунистическими взглядами. Кому это не нравится — просьба указать другие подобные сборники фантастики, в коих такого «левого уклона» нет, — можно будет рассмотреть и их. А в данном сборнике мечты о будущем опираются на наше не такое уж давнее прошлое, вот и получается тот же Советский Союз — только очень сильно подправленный в лучшую (по мнению авторов) сторону. И что именно они изображают? Очень много пишут о разнообразных технических, социальных и прочих достижениях будущего — от холодного термоядерного синтеза до путешествий по галактике, от новшеств в воспитании детей до решения экологических проблем. Но ведь такой всесторонний прогресс возможен лишь тогда, когда решены фундаментальные проблемы, то есть построено общество, в котором люди стремятся к творческому труду, а не к ограблению и истреблению друг друга. А как такое достигнуто, насколько основательно авторы это разъяснили? Иначе говоря, есть ли в тех рассказах какая-то целостная непротиворечивая картина будущего? Не знаю как другие, а я таковой там не вижу ни у кого. Подобную картину можно лишь вырастить из современности, адекватно её воспринимая, мысленно развивая её лучшие тенденции и отсекая худшие — тогда получится нечто выполнимое. Однако в данном случае те авторы, которые пытаются показать целостный образ грядущего (а отнюдь не все и пытаются), обычно бредут проторенным, но тупиковым путём: рассчитывают не выращивать будущее из прошлого, а выдумывать будущее с нуля. Ведь в прошлом, по их мнению, слишком мало хорошего. Вот характерный фрагмент из рассказа Филиппа Маркелова «Идеальная система»: Цитата – На протяжении всей истории России… Да что там – России – всей планеты Земля! Правда, только в той части, когда на планете жили люди… Короче, люди никак не могли научиться грамотно управлять своим обществом. Подобное на все лады повторяется и у многих других авторов — прошлое рисуется чёрной краской. А решение видится в том, что кто-то создаёт ту или иную идеальную систему общественного устройства, которая принесёт всем благоденствие. История человечества разрубается на две противостоящие эры — грязное прошлое и светлое будущее. Из чего следует, что мы, как люди, живущие ещё в «грязной эре», — неправильные, нас надо в корне перевоспитывать. А значит, заменить всю многонациональную культуру человечества, являющуюся порождение той же «грязной эры», какой-то другой, заново созданной «правильной». Да, желание слить все народы планеты в однородную массу всегда было распространено среди любителей помечтать о будущем — и данный сборник это подтверждает. Но вот загвоздка: как бы ни относились желающие восстановить СССР к народам вообще, а они крайне зависят от русского народа, без его поддержки у них шансов никаких. Без желания русского народа не может возникнуть новый Советский Союз — как не мог существовать и прежний. А русский народ хочет оставаться самим собой — а не переформатироваться и в ком-то растворяться. Так что сторонники возрождения Союза должны быть внимательны к русскому народу и России. И в самом деле, нельзя сказать, что авторы рассматриваемых рассказов не ценят Россию. Вот, например, в рассказе Парубочего «СССР 2091 – как все это свершилось»: Цитата Но как же человечеству удалось совершить тот последний рывок, который привел его в справедливое общество будущего, к Новому миру? Начиналось все это в России, в той самой ненавидимой владыками Старого мира, непокорной, непобедимой стране. Они пытались уничтожить ее во всех веках и каждый раз все их попытки оказывались тщетными. Опасность этой страны состояла в том, что именно ее народ мог повести человеческое общество в Новый мир чистых энергий. Вот какая лестная оценка. Но что будет с самой Россией в том Новом мире чистых энергий — словом, в светлом будущем? Когда просматриваешь эти рассказы под таким углом зрения, сразу вспоминаются те революционеры, которые тоже очень ценили нашу страну… в качестве охапки хвороста для костра мировой революции. И среди авторов данного сборника таких персонажей тоже хватает. Вот для примера короткое сочинение, типа конспекта, сжато отображающее суть данного подхода. Немногим лучше вариант, обрисованный в опусе Андрея Лачугина «Революция 2036 года»; тут (если называть вещи своими именами) новый СССР — фактически тот же Китай, в провинцию которого превратилась Россия. Ну и как иллюстрация — рассказ некой Арины «Праздничная мелодия», из коего достаточно привести одну фразу учительницы к новгородским школьникам: Цитата - Се Воль, Ин Хва, Мин Хек, Шин Хо, будьте сегодня внимательнее. На нас, жителях Новгорода, лежит большая ответственность – прославить Мир. Вот кто, оказывается, будет составлять население Новгорода в таком «светлом будущем». В общем, для кого-то праздничная мелодия — а для русского народа похоронный марш. Эти фантазии упомянуты для того, чтобы напомнить, сколь легко мечты о светлом будущем могут превращаться в свою противоположность, если жертвовать жизненно важным ради второстепенного — а такое случается со всяким, у кого нет целостного представления о деле, за которое взялся. К счастью, сказанное относится далеко не ко всем авторам этих рассказов. Другие вовсе не склонны приносить русский народ в жертву — и в их произведениях нет глобального (или претендующего стать таковым) Союза, перемалывающего народы и превращающего человечество в толпу оторвавшихся от своих корней одиночек. У таких авторов возрождённый Советский Союз похож на дом (хоть и вызывающий кучу вопросов) русского народа, а не на его могилу. Например, рассказы Лины Иль — «Уборщик планеты» и другие. Но даже у неё общая картина не вполне понятна (например, не возьму в толк, зачем включать в СССР часть Японии и как разрешать вытекающие из этого сложнейшие проблемы), а у других авторов, насколько я успел разобраться, с этим ещё меньше ясности. Светлое будущее как бы висит в воздухе — множество частных деталей хорошо прорисовано, а на чём всё это держится — остаётся лишь гадать. Прояснить ситуацию можно лишь в ходе диалога — если авторы к нему склонны. А пока не вижу смысла оценивать даже самые интересные второстепенные детали, раз уж не разрешены ключевые вопросы. Кто из этой критики сделает вывод, что я отрицательно отношусь к такого рода творчеству, тот сильно ошибётся. То, что человек не утратил веру в счастливое будущее страны и мира, да ещё и делится своими мыслями на этот счёт, и мысли эти вдобавок облекает в художественную форму, — уже само по себе прекрасно. А ошибки в такой трудной работе совершенно неизбежны, не надо к ним слишком придираться. Лучше уж рисовать светлое будущее как сумеешь, хоть бы и с большими огрехами, чем плодить унылые антиутопии, которых и так предостаточно. А потому авторам огромное спасибо! И предлагаю им, равно как и читателям, поговорить о том, какой должна быть современная позитивная фантастика. Надеюсь, по результатам обсуждения возникнут новые идеи — и новые произведения на эту тему. Та же тема: на Политфоруме на форуме Фантасты.ру -------------------- Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Мастер ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Модератор раздела Сообщений: 644 Регистрация: 18.10.2021 Вставить ник Цитата Пользователь №: 3112 Страна: Россия Город: Не указан Пол: Жен. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
В каждом литературном произведении, а конкурс все-таки литературный, должны быть персонажи и среди них главный герой (в рассказе достаточно бывает одного героя или даже рассказчика, если речь о природе), должен быть сюжет и в рассказе о будущем мир будущего. Ну или хотя бы что-то из этого, если рассказ постмодерновый
![]() ![]() Я буду брать к рассмотрению рассказы только последнего конкурса. Юрий Гриживнов "На Варшаву, на Берлин" https://konkurs.kub2091.ru/node/654 - будущее читателям придется конструировать самим, но исходить из того, что в 20-м году было создано кропоткинское анархическое государство. А, вот прочла в комментарии, что этот рассказ написан по теме предыдущего конкурса. Чего хочет герой? - воплощения кропоткинских идей негосударственного коммунизма. Жаль, что сам рассказ был только предысторией к тому, чтобы воплотить эту идею. Хотелось бы продолжения этой альтернативной истории и проекции в будущее. Буду надеяться, что автор напишет серию рассказов и мы как-то сможем представить себе преимущества этого устройства общества. anta Один день Ивана Денисовича, или «правительство на другой планете, родной…» https://konkurs.kub2091.ru/node/663 Круиз на ледоколе с подледным ловом - мечта заядлых рыбаков. Интересный прием для рассказа о том, как наши желания формируют наш мир. Идеальный образ - если ты под рыбой подразумеваешь пескаря, то и достается тебе пескарь, а если ты знаешь про осетров и лобстеров, то твои возможности расширяются. Это и ответ на вопрос Лины Иль в комментариях почему не восстановлен по нашему хотению, по Ноосферному велению социализм - мы плохо себе его представляем, уже никто не знает точно, что это такое. А, может, никогда не знал. Немного непонятно кто тут все-таки главный герой - Таня-репортер или Иван Денисович. Можно было добавить что-то о северном сиянии или самом корабле, о ледяных горах. Не за пескарями же люди едут в такую даль. Можно даже подумать, что дела так плохи, что ледоколы используют как космические корабли сейчас - для зарабатывания денег для отрасли ) Ледокольный туризм. Кстати, рассказ, получается продолжает образ будущего предыдущего автора - "Скрипач не нужен" )) Т.е., конечно, правительство. Опять Кропоткин ) lasunka Прекрасное далёко https://konkurs.kub2091.ru/node/705 Манифест прекрасного будущего. Отличная заготовка для литературного произведения - описание мира. Осталось поместить в этот мир героя - каково ему в том мире? Трибулев Найти свою роль. https://konkurs.kub2091.ru/node/736 Один из моих фаворитов. ![]() Есть герой, который ищет своё светлое будущее. Отличная идея - будущее будет светлым, если мы будем жить здесь не по принципу "после нас хоть потоп", а по принципу "оставить этот мир таким, чтобы приятно было в него возвращаться". Собственно, очень близко к социалистическому принципу - оставить после себя лучший мир, чем достался нам, "всё лучшее детям", идти в бой за настоящее, думая о будущем. Хотя, конечно, с натяжкой ) Есть образ будущего - вымышленный поселок, где люди не просто одного племени, но и знакомые по цепи перерождений. К сожалению, рецепт процветания, судя по рассказу, годится только для малых поселений. Но малые поселения, если подумать хорошо, чреваты вырождением без притока чужой крови. Вопросы, таким образом, остались. Побольше бы узнать о том поселке. _______ Постараюсь продолжить. Сообщение отредактировал Серафима - 26.11.2021, 12:18 |
|
|
![]()
Сообщение
#3
|
|
Мастер ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Активный Пользователь Сообщений: 526 Регистрация: 29.1.2014 Вставить ник Цитата Пользователь №: 2504 Страна: Россия Город: Не указан Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Если не возражаете, то я поактивничаю больше как архивариус. Выжму сухой остаток идей и предложений. Посмотрю, что можно реализовать и реализую.
Вот в частности как раз могу перебросить на конкурс вашу критику авторов и в целом конкурс, как итоги проведенного сезона конкурса и заодно и по всем уже проведенным сезонам. Потом разошлю приглашения ознакомиться всех зарегистрированных пользователей сайта конкурса. Так подогреем авторок к следующему сезону. Вот Серафима уже высказалась В каждом литературном произведении, а конкурс все-таки литературный, должны быть персонажи и среди них главный герой (в рассказе достаточно бывает одного героя или даже рассказчика, если речь о природе), должен быть сюжет и в рассказе о будущем мир будущего. Ну или хотя бы что-то из этого, если рассказ постмодерновый ![]() ![]() Я буду брать к рассмотрению рассказы только последнего конкурса. ............... _______ Постараюсь продолжить. Если Серафима продолжит, то добавлю в перенесенный текст. Так же перенесу пост ИВК в начале темы, от его имени опубликую на конкурсе. Сообщение отредактировал rol - 28.11.2021, 19:15 |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 5.7.2025, 3:20 |