![]() |
Поделиться |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Поделиться |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 1778 Регистрация: 8.1.2007 Вставить ник Цитата Пользователь №: 81 Страна: Россия Город: Москва Пол: Жен. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
28 февраля отмечается в Финляндии как День Калевалы и финской культуры.
Именно этим днем подписал Элиас Леннрот ( https://www.culture.ru/materials/38813/samyi-mirnyi-epos ) свое предисловие к первому изданию "Калевалы", опубликованное в 1835 году. Как известно, в 1849 году вышла новая - расширенная и окончательная версия Калевалы, которая приобрела мировую известность как финский национальный эпос.Конец XIX и начало XX века в Финляндии, как и во многих других странах, было периодом расцвета национального романтизма. Это время называют также золотым веком финского искусства. В литературе, музыке и живописи создавались произведения, на которые авторов вдохновили национальные мотивы и, прежде всего, Калевала. Она стала неким фундаментом, на который опирается и позднейшее, современное искусство.В XIX веке во многих произведениях поэта Эйно Лейно, композитора Яна Сибелиуса, художника Аксели Галлен-Каллела, скульптора Эмиля Викстрема, архитектора Элиэля Сааринена отразились калевальские мотивы и образы. Почти сразу после выхода в свет "Калевалы" в 1835 году, в Финляндии встал вопрос об ее иллюстрировании. Было объявлено несколько конкурсов, но долгое время главную премию не могли присудить ни одному из художников. Лишь в 1891 году высшие оценки жюри получили работы Аксели Галлен-Каллелы (1865–1931). "Саги "Калевалы" вызывают во мне такое глубокое чувство, как будто я сам все это пережил", - говорил художник. И сегодня образы героев Леннрота ассоциируются, прежде всего, с персонажами, созданными Галлен-Каллелой. Наиболее известные картины – это "Защита Сампо", "Мать Лемминкяйнена", триптих "Айно", "Проклятие Куллерво". Они были использованы в качестве иллюстраций к множеству изданий "Калевалы" - как на финском, так и на других языках .Одним из важнейших этапов в развитии финского национального романтизма стала организация Элиелем Саариненом на Всемирной Парижской выставке (1900) павильона Финляндия, потолок которого Галлен-Каллела украсил фресками на калевальские темы. Сооружение было разобрано сразу после выставки, но наброски фресок сохранились. В 1928 году Галлен-Каллела использует их при росписи потолка вестибюля финского Национального музея. А. Галлен-Каллела ![]() "Защита Сампо" ![]() "Мать Лемминкяйнена" ![]() триптих "Айно" ![]() "Проклятие Куллерво". ![]() Отъезд Вяйнямёйнена, 1906 г. ![]() Месть Йоукахайнена, 1897 ![]() Ковка Сампо, 1893 |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 1778 Регистрация: 8.1.2007 Вставить ник Цитата Пользователь №: 81 Страна: Россия Город: Москва Пол: Жен. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Кое-что о Калевале
https://selyanka1.livejournal.com/293434.html Привожу выдержки из этой статьи: В 1959 году на экраны вышел совместный советско-финский фильм-сказка рeжиссера Александра Птушко "Сампо", снятый по мотивам карело-финского эпоса "Калевала". Художником по костюмам в этом фильме была Ритва Карпио (Ritva Karpio род. 1922 - ум.2011). Ее наняли для работы над фильмом в мае 1957 года, когда ей было 35 лет. Она работала тогда преподавателем кафедры моды Финского центра искусств и ремесел. До этого она училась в Школе ремесел в Хельсинки, затем закончила керамический факультет Финской школы искусства и дизайна и стала успешным дизайнером ювелирных украшений, участвовала в конкурсах ювелирных украшений cеверных стран, а с 1940-х годов начала интересоваться сценическим костюмом. Фильм "Сампо" остался для Ритвы Карпио единственной работой в кино. После этого она продолжила работать над созданием сценических костюмов, но уже только театральных - для Финского национального театра, Финской национальной оперы и городского театра города Лахти. С самого начала концепция костюмов основывалась на трех вещах - 1. мнении и пожеланиях режиссера Александра Птушко, связанных с общей концепцией фильма-сказки. Тут надо добавить, что сам Птушко тоже, безусловно, прислушивался к мнению и пожеланиям Ритвы Карпио. 2. историчности костюмов калевальцев; за основу были взяты исторические костюмы кaрелов периода 1000-1200 годов 3. финский (или скандинавский) дизайн - направление в промышленном, интерьерном и предметном дизайне северно-европейских стран в 1930—1950-е годы. При этом надо отметить, что в зарождении и подъеме финского дизайна отправной точкой явилось именно издание Элиасом Лённротом Калевалы, после чего в Финляндии начались поиски национальной идентичности, в результате которых и сформировалась национальная художественная школа. Не уверена, как ее можно назвать. Минимализм? Cмотришь на эти иллюстрации Курдов, Мечева, Стронка , сравниваешь с финскими сверху и понимаешь, что герои Калевалы какие-то сильно русские. Не иллюстрации к сказкам Пушкина, конечно, но все-равно куда-то в том направлении... Наверное, даже не надо объяснять, почему художник по костюмам был в фильме "Сампо” финский. Ритва Карпио очень ответственно подошла к работе. Решила "реконструировать" в фильме исторический костюм и взяв за отправную точку времени "Калевала" период с 1000 до 1200 годов, она провела очень большое и тщательное исследование в музеях, изучив материалы примерно 200 захоронений того времени из фондов Национального музея и собрала обширный материал по тому, как выглядели костюмы, украшения, прически, обувь, головные уборы и оружие той эпохи. Впрочем, помогло также и то, что в 1956 году в Национальном музее Финляндии был продемонстрирован манекен "хозяйка Кауколы", облаченный в реконструированный древнекарельский костюм. На основе этих исследований Ритва Карпио создала более 400 дизайнов костюмов для фильма. Рисунки выполнены акварельной техникой. В Финляндии сохранилось 40 эскизов, что на сегодняшний день является самым большим числом эскизов костюмов из одного фильма в Финляндии, включенного в коллекцию музея. Карпио предложила Птушко, как влечение главных героeв можно отразить в костюме с помощью изменений в одежде и ювелирных украшениях, заставляя персонажей как бы "сиять". И хотя эти изменение в костюмах в фильме явно не видно, директор в целом принял предложения художника. ![]() Слева: костюм Анники, художник Ритва Карпио справа: кадр из фильма Желтые и золотистые цвета не был характерными для древней карельской одежды, но художник использовала именно такой цвет для первой встречи Аннике с Лемминкяйненом, чтобы героиня выглядела как "золотой проблеск посреди зеленой природы" Не просто же так Лемминкяйненом был поражен ее красотой в самое сердце! Цвет костюма тоже свою роль сыграл ![]() Здеcь мы видим традиционные бусы и наплечные парные фибулы, сделанные из белого и желтого металла. Между фибулами подвешена цепь. Цепь не только соединяет нагрудные украшения, но и спускается вниз дополнительной цепочкой, на которой висит нож. ![]() У матери Леминкяйнена из украшений вообще только одна единственная фибула, которая застегивает накидку. Из книги Кочкуркиной С.И."Корела и Русь". "Медно-литейное дело в древнекарельских землях развивалось в русле лучших новгородских традиций. Для изготовления-предметов украшения использовались сложные, аналогичные новгородским сплавы. Так, например, вещи X–XII вв. в основном сделаны из сплава меди с цинком. Золотых предметов нет. Золото входило лишь как составная часть в некоторые сплавы”. ![]() В центре эскиз костюма девушки на свадьбе, слева и справа кадры из фильма ![]() Кадр из фильма. Сцена свадьбы.Вяйнямейнен играет на кантеле ![]() ![]() Брата Аннике кузнеца Ильмаринена в искусстве чаще всего изображали неким примитивным "закопченным человеком". Карпио сделала Ильмаринена человекoм, символизирующим дух огня. Он "пылает", даже когда не стоит у горнила. Рыжая борода, красно-черные одежды.. ![]() Ну и, наконец, главный герой - Лемминкяйнен. С учетом того, конечно, что художник костюмы в фильме стилизировала под "скандинавский дизайн" ХХ века, плюс создавала художественный образ и настроение с помощью определенной цветовой гаммы, исторически для карел того времени не характерной, типа яркого желтого цвета, чтобы главный герой выглядел "светящимся от счастья". Фильм "Сампо" не был точным пересказом эпоса, он был снят по мотивам только песен о волшeбной мельнице, плюс сделан в сказочной форме, поэтому для связности сюжета и определенных моральных целей (сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок) сценарий слегка переделали, четко поделив персонажей фильма на "светлых" и "темных". В фильме создано два мира -светлый мир калевальцев и темный мир колдунов и шаманов Похьёлы. Для этого Лоухи даже из замужней женщины, пытающейся выдать дочь замуж за приличного героя, хотя бы в обмен на мельницу Сампо, была превращена в злобную колдунью без мужа и детей. Ну и поскольку все персонажи Похьёлы такие отрицательные, то и костюмы у них сделаны такие, что не понять, что это за люди и где живут. ![]() Милляр изображает похьёльского чародея. Из одежды штаны и фартук присутствуют, а рубашки нет. ![]() А это еще какие-то чародеи-прорицатели. Заросшие, лохматые, в лохмотьях каких-то. Короче, абсолютно отрицательные личности ![]() красный конь, на котором главный герой вспахивает поле со змеями. ![]() Галлен-Каллела Финские художники красного коня не рисовали, рисовали обычного. (в фильме сюжет переделали и Ильмеринен выковал красного коня, а поле вспахивал Лемминкяйнен) ![]() Сампо ![]() Ильмаринен |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 6.7.2025, 16:17 |