![]() |
Поделиться |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Поделиться |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 1778 Регистрация: 8.1.2007 Вставить ник Цитата Пользователь №: 81 Страна: Россия Город: Москва Пол: Жен. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Решила открыть тему с работами художников, скульпторов, посвящёнными России. Символизм, история, природа, просто русская тема в творчестве.
![]() "Ритмы древней Руси". Владислав Сергеев . 1968 г Сергеев Владислав Александрович . График, член Союза художников России с 1968 года, заслуженный художник РСФСР (1977) http://cultinfo.ru/art/painting-and-schedu...exandrovich.php |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 1778 Регистрация: 8.1.2007 Вставить ник Цитата Пользователь №: 81 Страна: Россия Город: Москва Пол: Жен. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Цитата АЛКОНОСТ Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе , превращённой богами в зимородка . Название и образ её, впервые появившиеся в переводных памятниках, являются результатом недоразумения: вероятно, при переписывании « Шестоднева » Иоанна Болгарского , где речь идёт о зимородке — алкионе ( греч. ἀλκυών ) слова славянского текста «алкионъ есть птица морская» превратилось в «алконостъ». Другой тип Алконоста - «райская птица» с человеческим обликом, пленяющая людей своим пением так, что «душа из тела исходит». Это чудесная птица, жительница Ирия) - славянского рая (или реки Ефрат, острова Буян). Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Легенды повествуют, что Алконост несёт яйца в морскую глубину посреди зимы (или во время зимнего солнцестояния). При этом яйца 7 дней лежат в глубине, а затем всплывают на поверхность. В протяжении этого времени на море наблюдается штиль. Затем Алконост забирает яйца и высиживает их на берегу. Иногда люди пытаются похитить яйцо Алконоста и поместить его в церкви под потолком. По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными. СИРИН Си́рин (др.-русск. сиринъ , из греч. Σειρῆνες — « сирены ») — в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Считается, что Сирин представляет собой славянский образ греческих Сирен, соблазнявших Одиссея и его спутников. «Изображения сиринов-сирен ведут нас к очень важному разделу древнерусских языческих верований. В русском переводе XI в. греческой хроники Георгия Амартола античные сирены приравнены в специальной глоссе к славянским русалкам-вилам: «Яже и сирины наричутся, рекше вилы …» ( Niederle L. Указ, соч.,с. 59.) Б.Рыбаков «Язычество Древней Руси». Сирин своим происхождением обязан литературной средневековой традиции. Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках, колтах и височных кольцах ( Киев , Корсунь ). Часто изображается вместе с другой райской птицей, Алконостом , но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё располагается нимб. В средневековых русских легендах Сирин однозначно считается райской птицей, которая иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве, однако иногда эти песни могут оказаться вредными для человека (можно потерять рассудок). Посему в некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение, так что её даже начинают считать темной птицей, посланницей подземного мира . Рассказы о сладостном и чарующем воздействии пения Сирина на человека содержатся в таких литературных памятниках XVII века, как Физиологи , Азбуковники , Хронографы. Возможно с течением времени различия между Сирином и Алконостом были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставокЮрьевского Евангелия 1120-1128 гг. — одного из древнейших памятников русской письменности. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы ( Климент Смолятич , Палея XIV в., азбуковники XVI—XVII в.) Вместе с «райской птицей» Сирин упоминается в хронографах с XVII в. (впервые в Русском хронографе в ред. 1617). ВXVII-XVIII вв. в рисованном и гравированном лубке появились изображения «райской птицы» Алконост обычно в паре с Сирином. Алконост изображается с лицом юной девы, длинными волосами, в короне, расшитом платье. В отличие от Сирина имеет руки, в к-рых держит цветущую ветвь и развернутый свиток с текстом: «Праведник, яко финикс, процветет». Одно из самых ранних изображений Алконоста сохранилось в рукописном старообрядческом сборнике (РГБ. Маркуш. № 10. Л. 59, нач. XVIII в. А. с двумя ветвями, без свитка). ВXVIII-XIX вв. этот образ (Алконост, Сирин) получил широкое распространение в народном искусстве (расписные сундуки, прялки, изразцы, деревянная резьба, вышивка). В интерпретации В. Васнецова Алконост приобретает белое оперение и становится птицей-вестником радости и наслаждений. Сирин противоположный образ - черная птица. Картина «Сирин и Алконост». Песнь радости и печали.», 1896 г. Изображение птицы мы можем найти в Юсуповском дворце в Большом Харитоньевском переулке в Москве.Зинаида Николаевна Юсупова, в 1890-х годах взялась за глобальную реставрацию особняка, которым семья владела уже больше полутора веков. Роспись сделана художником-реставратором Федором Солнцевым. ГАМАЮН Первое упоминание о птице гамаюн встречается в переводах натурфилософского трактата « Христианская топография » Козьмы Индикоплова , появившихся на Руси не позднее XV века, но возможно гораздо ранее. Согласно одному из них , в «Книге глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря. Гамаюн, посланница славянских богов, все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. В произведениях книжности XVII—XIX веков это залетающая из рая безногая и бескрылая вечнолетающая при помощи хвоста птица, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей Эта птица изображалась на произведениях декоративно-прикладного искусства, пушках и знамёнах. Гамаюн попал на герб Смоленска и на производные от него символы . В говорах русского языка существует и, по-видимому, омонимичное слово гамаюн ( гомаюн , гомоюн ), образованное от корня гам- / гом- — «крик, шум, смех, говор, громкая ссора, нестройные и шумные голоса» Из ранних достоверных изображений гамаюна можно назвать помещённое под соответствующей буквой в лицевом « Букваре славянороссийских письмен » (1694) Кариона Истомина . Во всех списках книги это летящая безногая птица «с вытянутой шеей и распущенной метёлкой перьев» — вполне в соответствии с книжным описанием . Кроме того, в издании 1694 года, в исполнении гравёра Леонтия Бунина , она напоминает ежа ; данное изображение явно создано под воздействием смоленского герба . Мы встречаем птицу в работе И. Я. Билибина . Обложка программы пьесы «Синяя птица» М. Метерлинка. Берлин, 1926 г. По мнению Г. В. Ражнёва , здесь изображён стилизованный русский Гамаюн, который, так же как и Синяя птица, является адаптацией мифа о райских птицах . Толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре как «многозначного символа мистического характера» дала картина В. Васнецова «Гамаюн, птица вещая » 1897 г. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-raz...sskom-iskusstve Такие, неоднозначные птицы, сами по себе. |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 17.6.2025, 18:17 |