![]() |
Поделиться |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Поделиться |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 10146 Регистрация: 22.6.2009 Вставить ник Цитата Из: Онега Пользователь №: 1352 Страна: Россия Город: Не указан Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Кратко насчёт образа будущего в фантастике В.П.Крапивина.
В общих чертах тот образ обозначен в повести «Выстрел с монитора»: Цитата Тогда, в будущем, каждый сможет летать, причем стремительно — на миллионы километров за миг. Люди смогут разговаривать друг с другом на любом расстоянии и, значит, всегда быть вместе. Не будет одиноких. Никто не сможет лишить другого свободы, потому что человек станет легко разрывать все оковы — и природные, и сделанные руками… И у каждого будет добрый дом во Вселенной, куда можно возвратиться с дороги… Это не мечта, а просто будущее. Ведь все на свете меняется, развивается, появляются и у людей новые способности… Только способность к одиночеству не появится никогда, потому что одиночество и вражда противны человеческой сути… Но до тех времен ещё далеко, а мальчики и девочки со странными свойствами своей природы и души нет-нет да и появляются среди людей. Как первые ростки. Их надо сохранить… Такое предсказание услышал от случайного попутчика двенадцатилетний Павел Находкин. А уже на склоне лет он видит, что до того счастливого будущего остаётся недолго. В повести «Крик петуха» (действие происходит в тридцатых годах нашего столетия) Находкин говорит детям, научившимся пересекать границы параллельных миров: Цитата Вы на пороге новых времен, новой жизни, совершенно не похожей на нынешнюю. Пока взрослые исследуют межпространственные поля, спорят о Мёбиус-векторе и со страшными усилиями строят между гранями туннели, вы шутя обгоняете их, нащупав нервами или душой какой-то главный закон Кристалла. Как птицы без всякой техники и приборов нащупывают при дальних перелетах магнитное поле Земли… Скоро вас будет очень много. Вы учите переходу друг друга…… И если каждый научит двух друзей, а каждый из тех — тоже двоих и так далее… Получается, когда умение переходить из одного параллельного мира в другой станет чем-то общедоступным, наступит свободная и счастливая жизнь. Таков, если предельно кратко, образ будущего по Крапивину. Разумеется, сразу следует напомнить, что это фантастика — сам Крапивин вовсе не настаивал, что Кристалл реально существует. Потому и само понятие образа будущего по Крапивину оказывается отчасти условным. Но лишь отчасти. Однако как отделить то, что Владислав Петрович утверждал на полном серьёзе, от литературных приёмов? Пусть другие отделяют одно от другого как им угодно, а моё личное мнение таково. Параллельные миры (в буквальном смысле, как у Крапивина) могут существовать только в книге; попытавшись вообразить их в реальной жизни, сталкиваемся с неразрешимыми логическими противоречиями. А в таком случае и самого Великого Кристалла не может быть. Это чисто литературный образ, нужный в конечном счёте для привлечения читателя. Пусть люди читают про вымышленные грани Кристалла — и при этом усваивают главное, отнюдь не вымышленное. Но что тут главное? Чтобы ответить на этот вопрос, надо глянуть на современную фантастику. В ней будущее — чёрные антиутопии или, изредка, оторванные от современности и потому не годящиеся в качестве ориентира утопии. Великий Кристалл Крапивина на таком печальном фоне резко выделяется именно оптимистичным образом будущего и его прочной связью с современностью. Правда, тут напрашивается возражение: какая ещё реальная связь с современностью, если Крапивин увязывал наступление светлого будущего со способностью людей проникать в параллельные миры, которых на самом деле попросту нет? На этот каверзный вопрос можно отвечать по-разному. Мой ответ вкратце таков. Предполагаемый мир будущего (имею в виду прежде всего обозримое будущее России, которое мы можем начинать создавать прямо сейчас) — тоже своего рода параллельный мир. Да, его ещё нет — но при достаточном знании жизни и достаточной фантазии его можно создать в воображении — чтобы служил чётким ориентиром. Представьте, как изменится наша жизнь, если люди (и не одиночки, а многие) будут ясно представлять себе Россию, какой она должна стать в ближайшие десятилетия. Тогда люди не станут мямлить что-то типа «надо сделать как на Западе…», «надо сделать как в Китае…», «надо вернуть СССР…», «надо идти за таким-то мудрым вождём…», а будут сами видеть верный путь. Каждый сам видит, а не озирается в поисках поводыря. А это и есть главное условие для свободной жизни. Под таким углом я гляжу на столь красочно описанные Крапивиным путешествия в параллельные миры. Россия середины нашего века — вот тот параллельный мир, в который мы должны научиться мысленно проникать, если хотим жить свободно и счастливо. Так что путешествуем по вымышленным параллельным мирам Крапивина — учимся мыслить категориями параллельных миров — и учимся проникать в мир нашего будущего ![]() -------------------- Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Активный Пользователь Сообщений: 1194 Регистрация: 10.4.2015 Вставить ник Цитата Пользователь №: 2798 Страна: Казахстан Город: Уральск Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
(Продолжить обсуждение предлагаю в теме "Образ будущего по В.П.Крапивину".) Хорошо. Я уже здесь.И какие выводы? Ведь крапивинский образ будущего обозначен уже в этой повести: Я постарался быть внимательным к "Выстрелу с монитора". Но мне кажется, что по одной книге строить дом выводов рано.Книга о детях, поступках и ответственности. Да, о будущем там говорит Пассажир, но оно там "прекрасное-далеко", как в сказке. А из повести "Крик петуха" следует, что такое нас ожидает уже примерно в середине нашего века. Но вот что любопытно: подобное будущее у Крапивина лишь вкратце обозначено - нет ни одной книги, где оно показано. А это уже повод призадуматься. Так Крапивин писал о детях для детей (и взрослых). Как можно строить будущее без воспитания его строителей?А образ будущего это маяк, путеводная звезда на Дороге. Крапивин оставлял будущее открытым, позволяя его строить всем идущим к нему. Конструируя свои модели будущего в творчестве Крапивина, скорее всего мы лишим его всей многогранности и многовариантности. Мы с Ролом сейчас обсуждаем возможность провести конкурс (по аналогии с конкурсом КУБ-2091) рассказов на тему образа будущего по Крапивину (речь о рассказах, опирающихся на концепцию Великого Кристалла или косвенно с нею связанных). Собственно, организовать конкурс при наличии готовой площадки для него - не проблема, вопрос лишь в том, чтобы чётче обозначить его тематику и убедиться, что найдутся авторы для него. Может, все-таки тема конкурса будет о людях идущих к этому будущему?
Сообщение отредактировал dango_ - 8.8.2023, 7:11 |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 5.7.2025, 19:36 |