![]() |
Поделиться |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
Поделиться |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 10040 Регистрация: 22.6.2009 Вставить ник Цитата Из: Онега Пользователь №: 1352 Страна: Россия Город: Не указан Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
В моей книге «Полёт на Жругре» (повесть о Навне) под своеобразным углом зрения рассматриваются отношения между русским народом и русским государством. Жанр — метаисторическая реконструкция.
Ниже даются пояснения. Прежде всего — о некоторых используемых в книге терминах, во избежание их неверного толкования. Затем следуют комментарии к тем частям «Полёта на Жругре», в которых речь идёт о страницах истории, крайне скудно освещённых первоисточниками. Далее справка о метафизических существах — главных героях книги. И наконец — пояснение к прологу. О терминологии О славянах и словенах. Название славяне в раннем средневековье произносилось как словене, а главное — имело иное значение, нежели сейчас. Оно отнюдь не охватывало всех говорящих на славянском языке (который тогда был ещё более-менее един). Что, к примеру, хорошо видно в описаниях словен (склавинов) и антов у византийских авторов: анты говорят на том же языке, что и словене, но словенами себя не считают. То же позднее на Руси: когда в «Повести временных лет» читаем нечто вроде «словене, кривичи, поляне», то под словенами подразумеваются те, кого ныне в исторической литературе принято называть ильменскими словенами, — и только они. Кривичи, поляне и прочие говорят на том же языке, но словенами не зовутся. В моей книге, во избежание путаницы, название славяне используется только в современном смысле этого слова, а словене — только в тогдашнем. Славяне — все, говорящие по-славянски, как бы они сами ни именовались. Словене — те, кто действительно называли себя словенами. О названии русского народа в средние века. Кто читал летописи и прочие средневековые русские источники в оригинале, тот знает, что очень долго (даже ещё в московскую эпоху) название Русь означало как страну, так и народ. Я здесь, следуя современному правописанию, начинаю это слово с заглавной буквы, если подразумевается страна, и со строчной, если народ. Раньше в русском языке было много этнонимов в собирательной форме — русь, корсь, чудь, меря, мордва, литва… К нашему времени их почти не осталось. Как-то уже не очень вписываются в современный русский язык, что наводит на мысль использовать в этой книге какую-то иную форму этнонима русь — но какую? Русы? Но никто так себя не называл, такого слова нет в первоисточниках. Русичи? Но это поэтический оборот, из всех первоисточников встречающийся только в «Слове о полку Игореве». Русские? Но такой вид наш этноним приобрёл гораздо позже. Русские люди? Допустимо, но несколько громоздко. А потому, на мой взгляд, правильнее всё-таки именовать наших предков так, как они сами себя называли, то есть русью. Также в книге часто упоминается Поле, которое славяне стремятся отобрать у кочевников. Имеется в виду всё Европейское Черноземье. Для славян главная часть его — лесостепь, ведь она удобна для земледелия. Именно её они подразумевали, говоря о возвращении в Поле. Но нельзя спокойно жить в лесостепи, если чисто степная, засушливая часть Поля в руках враждебных кочевников, — надо либо поддерживать с ними мир, либо выгнать их оттуда. Отдельно следует сказать об использовании в книге слова народ — ведь оно в русском языке многозначно. Народом может называться большинство, противопоставленное некому меньшинству (обычно — той или иной элите). Например, именно это имеется в виду, когда говорят «народ и начальство», «народ и интеллигенция» и т.п. Также есть народ-социум, принадлежность к которому определяется наличием у человека такого-то гражданства (подданства). Скажем, граждане России (россияне) — социум, и советский народ был социумом, и подданные Российской империи - тоже. Так вот, в «Полёте на Жругре» слово народ в вышеупомянутых значениях используется очень редко. Почти всегда подразумевается народ-этнос. Что в повести о Навне естественно: она — Соборная Душа русского народа, а это именно народ-этнос. Принадлежность к нему определяется не паспортом и не социальным положением, а русской соборностью. Комментарий к части «Мечта» Действие первой части «Полёта на Жругре» происходит на рубеже VI — VII веков. В последние десятилетия уходящего века нагрянувшие из Азии кочевники-авары создали мощную державу с центром на среднем течении Дуная — Аварский каганат. Его натиск на Византийскую империю поставил ту на грань катастрофы. Исход борьбы между ними сильно зависел от славянских племён, которые к тому времени расселились от Балтийского моря до Чёрного и потенциально представляли собой громадную силу. Однако совместно отстаивать свои интересы они не могут — мешает привычка мыслить масштабом лишь своего рода или племени. Лишь немногие поднимаются до осознания общего блага всех славян. В числе этих немногих — отец главной героини моей книги. Он — пусть в самых общих чертах — уже видит то, что станет реальностью через несколько веков: в Восточной Европе великая славянская держава — Русь, живущая в ладу с Византией, обуздавшая европейских кочевников, а азиатских в Европу не допускающая. Получается, отец Навны заглядывает в далёкое будущее. Каким образом? Он прекрасно разбирается в обстановке, а потому понимает, что путь к мирной счастливой жизни один — создать собственное государство, которое объединит значительную часть славян, дабы совместно покончить с угрозой со стороны степняков. При таком подходе к делу Византия для славян — естественный союзник. Тут интересы империи и славян вполне согласуются между собой: по эту сторону Дуная земля наша, по ту — ваша, а всякие азиатские пришельцы в Европе ни к чему. Словом, отец Навны, мысля широко, глубоко и логично, видит естественный ход истории. Но поскольку объединиться вокруг общей цели славянские племена не могут, то большинство из них оказалось — в разной степени — подчинено каганату. А ему славяне нужны прежде всего как военная сила для сокрушения империи. Они и раньше нередко на неё нападали, а теперь занимаются этим гораздо активнее. С одной стороны, их принуждает к тому каган, с другой — они сами зачастую не прочь пограбить, к тому же возникает ещё и перспектива вовсе отобрать у империи часть её земель и поселиться там. Большинство славян не понимает, что, получая от альянса с аварами такие частные выгоды, они теряют гораздо большее — отдают своим заклятым врагам само Поле. А те, кто твёрдо намерен взять Поле в свои руки, объединились в сообщество свободных словен; отец Навны — один из их вождей. Тут уместно следующее пояснение. Первоисточники по тогдашней истории славян очень скудны. Известно, что многие славяне не покорились кагану, но сведений об их жизни мало. Так что вся история свободных словен, изложенная в части «Мечта», — полностью моя реконструкция, не более того, в источниках об этих событиях ничего не говорится. Свободные словене, не находя пока должной поддержки, решили подождать, когда обстановка станет благоприятной для всеобщего восстания против авар. Они обосновались где-то к северу от центра Аварского каганата — это юг современной Польши или где-то в тех краях. Свободные словене ушли достаточно далеко, чтобы аварам было не так просто их достать, но и не слишком далеко — дабы не терять связь с прочими славянами. Однако благоприятная обстановка никак не складывается, отчего ожидание растянулось надолго, у свободных словен даже дети успели родиться и вырасти. В том числе и Навна. Годы её земной жизни — 587—604. В первых главах книги жизнь там ещё течёт довольно спокойно — не видя пока возможности осуществить свою мечту, свободные словене поневоле избегают слишком задевать авар. Но между тем империя наносит аварам ощутимые удары — и свободные словене решают, что их час настал, переходят к решительным действиям — и события начинают развиваться быстро и непредсказуемо. Это 599 год. Впрочем, из объединительной деятельности у свободных словен вновь ничего не вышло, а самих их мало, так что всерьёз влиять на ход войны они и теперь не могли — всё решалось в противостоянии империи с каганатом. И вот осенью 602 года переворот в Византии (прямо спровоцированный этой тяжёлой войной) вверг её в глубокий кризис. Империя бросила большую часть своих европейских владений на произвол судьбы. С этого момента свободные словене обречены — они остались наедине с аварами, которых уже успели основательно разозлить. 604 год — конец и свободных словен, и земной жизни Навны, и части «Мечта». Комментарий к частям «Ильменская богиня» и «Жругр» Часть «Ильменская богиня» — сплошь моя вольная реконструкция, поскольку с первоисточниками о событиях VIII века в северных славянских землях дело обстоит очень плохо. Известно, что вокруг Ильменя тогда жили люди, которых в науке принято называть ильменскими словенами — но в летописях они обычно зовутся просто словенами (то есть, в современном произношении, славянами) — без всяких уточнений. Причём так их именуют и составленные в Киеве летописи; выходит, словене — не только самоназвание ильменцев, их и другие славянские племена так величали. Каждый волен разгадывать эту загадку по-своему — вот и я разгадываю как могу. Связную картину истории ильменских словен в VIII веке выстроить попросту не на чем. За недостатком достоверных фактов тут поневоле приходится пускаться в домыслы. Так благодаря чему именно здесь зародилась русская государственность, а затем сложилась уникальная Новгородская республика, сыгравшая в русской истории громадную роль? К уже существующим версиям на этот счёт я добавляю ещё одну — а о её правдоподобности судить читателю. Теперь о части «Жругр». Если говорить только об основном сюжете — первых шагах русской государственности, то и тут источники весьма ненадёжные — из-за чего опять приходится давать волю воображению. И лишь когда к концу IX века доходим до эпохи, уже более-менее освещённой «Повестью временных лет», появляется возможность опираться на факты, которые, в целом, являются твёрдо установленными. Благодаря чему, начиная с последних глав части «Жругр» я перехожу к тому, что был бы рад делать с самого начала книги, — просто излагаю известную по достоверным источникам историю, накладывая на неё метаисторию. Метафизическая справка Теперь о метафизических существах, постоянно упоминаемых в моей книге, — Соборных Душах, демиургах, уицраорах и кароссах. Их первым описал Даниил Андреев. Кто знаком с его творчеством — тому, конечно, гораздо легче понять и «Полёт на Жругре». Но поскольку я никоим образом не являюсь сторонником созданной Д.Андреевым концепции Розы Мира, то и представление о вышеупомянутых существах у меня не совсем такое, как у него. Ниже они обрисованы именно такими, какими предстают в «Полёте на Жругре». Главная героиня книги — русская Соборная Душа, которой Д.Андреев дал условное (и весьма загадочное) имя Навна. Он писал о ней так: «Соборность же её заключается в том, что нечто от каждой русской души поднимается к Навне, входит в неё, оберегается в ней и сливается с её собственным Я». Иначе говоря, в ней личное я наиболее полно сливается с русским мы и потому она — на вершине русского народа как единого соборного существа. Теперь о русском демиурге Яросвете. Демиург — человек, в небесной жизни достигший способности руководить развитием целой цивилизации. Но с народом он связан гораздо слабее, чем Соборная Душа. Яросвет направляет ход русской истории, Навна обеспечивает прочную связь с народом. О русском уицраоре Жругре (вернее, там череда сменяющих друг друга Жругров, что сути не меняет). Уицраор — существо, воплощающее в себе государственность. Он вызывает в душах людей государственные чувства, насаждает готовность выполнять приказы, исходящие от своей власти. Нет уицраора — и власть воспринимается всеми как чужая, и тогда жизнеспособное государство существовать не сможет. Полёт Навны на Жругре — это полёт в историческом смысле, — энергия государства задействуется для выхода страны на более высокий уровень развития, потом — на ещё более высокий, и так далее. Но уицраор — существо очень грубое и своевольное, отчего тысячелетний полёт Навны на Жругре, в целом успешный, сопровождается падениями и прочими эксцессами. И о русской кароссе Дингре. Каросса связана с той или иной кровнородственной общностью, с народом в биологическом смысле. Важнейшее из её проявлений — сила родственных чувств у людей. Нет кароссы (или же она слаба) — нет народа в данном смысле, есть толпа не ценящих родства одиночек — за них Соборной Душе не зацепиться. Ведь она влияет на свой народ, прежде всего, посредством воспитания, а значит — через семью. Если нет сильной кароссы, то и семья расшатана — родители не заботятся о детях, дети не слушаются родителей, а значит — и воспитания как такового нет, Соборной Душе не на что влиять. Дингр было несколько, сначала это — сменявшие друг друга кароссы словен, последнюю из них Навна и сделала русской кароссой. О других метафизических существах, упоминаемых в книге, — см. Глоссарий. Ещё добавлю следующее. В «Полёте на Жругре» предполагается, что мы живём в земном мире, демиурги и Соборные Души — в небесном, уицраоры и кароссы — ещё где-то (без уточнений). Это всё условности. Я просто использую традиционную терминологию: мир, доступный обычным органам чувств, именуется земным; тот, где живут высшие светлые существа (человеческого происхождения или иного) — небесным; создания вроде уицраоров или каросс обитают в каких-то соответствующих их природе мирах. Не судите строго, я не стал вдаваться в такого рода детали, они в моей книге только отвлекали бы от сути. Кому это интересно — читайте хотя бы ту же «Розу Мира», — в ней миры самых разных материальностей расписаны в их сложнейшей взаимосвязи и в подробностях (насколько достоверно — судить не берусь). А здесь отмечу другое, имеющее в моей книге гораздо большее значение: когда речь заходит о схождении Навны в земной мир, то это означает, что Навна, сама оставаясь на небесах, обретает способность через души людей влиять на дела в земном мире (особенно на воспитание детей — это для неё важнее всего). О прологе Действие пролога «Полёта на Жругре» происходит в начале VIII века у озера Ильмень (вернее, над ним, на небесах — в вышеупомянутом метафизическом смысле этого слова). О предшествующих событиях (земная жизнь Навны и начало небесной) говорится в первых пяти частях книги. А в прологе речь о том, как Навна уже собралась, говоря словами Даниила Андреева, «коснуться земного впервые», сойти в наш мир. Но что значит впервые? Этот вопрос исключительно важен. Согласно Андрееву, Соборная Душа — существо нечеловеческого происхождения. Но разве она делает что-то, чему человек в принципе научиться не может — ни в земной жизни, ни в небесной? Нет. Так почему бы не считать её человеком? Да, Навна снизошла к нам с небес — но не из нашего ли мира она прежде попала на небеса? Тогда её сошествие к людям — возвращение. Получается, впервые она коснулась земного лишь в качестве Соборной Души, а вообще земной мир — родной для неё. В моей книге Навна — человек. Жила-была девочка, горящая желанием помогать старшим воспитывать младших и удивительно быстро обучающаяся такому искусству — словом, проявляющая явные задатки Учительницы. Но времена были страшные и её земная жизнь оказалась совсем короткой. А будучи безвременно выброшенной на небеса, Навна жаждала вернуться в земной мир — то есть научиться с небес влиять на него, прежде всего — помогать людям воспитывать детей. И постепенно стала русской Соборной Душой. Итак, в прологе изображён момент, когда витающая в небесах Навна обретает долгожданную возможность вернуться в наш мир. К тому времени она уже готова к превращению в Соборную Душу — но не хватает кароссы, чтобы с её помощью наладить связи со словенами в земном мире. Встречей Навны с новорожденной Дингрой и начинается книга. -------------------- Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
|
|
|
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 10040 Регистрация: 22.6.2009 Вставить ник Цитата Из: Онега Пользователь №: 1352 Страна: Россия Город: Не указан Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Добавил во введение комментарии к, так сказать, особо тёмным страницам истории — в связи с чем и структура введения заметно изменилась.
Можно было, конечно, пристроить эти комментарии где-то отдельно, не здесь. Но я тут поглядел — почти вся информация, данная во введении, относится либо ко всей книге, либо к прологу и первой части, которые непосредственно следуют за введением; единственное исключение — комментарий к частям "Ильменская богиня" и "Жругр", но он небольшой и по смыслу связан с остальным введением, так что пусть лучше и он будет тут. -------------------- Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
|
|
|
![]()
Сообщение
#3
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 1808 Регистрация: 8.1.2007 Вставить ник Цитата Пользователь №: 81 Страна: Россия Город: Москва Пол: Жен. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Цитата А потому, на мой взгляд, правильнее всё-таки именовать наших предков так, как они сами себя называли, то есть русью. Вот "русь", как самоназвание практически не встречается, но есть гораздо более часто встречающееся слово "нерусь", именно в качестве обозначения чужака. Значит , "русь" устарело , но звучит гораздо ближе, чем "русы" |
|
|
![]()
Сообщение
#4
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 10040 Регистрация: 22.6.2009 Вставить ник Цитата Из: Онега Пользователь №: 1352 Страна: Россия Город: Не указан Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Да, нерусь - антоним как раз к тому забытому слову русь; антоним оказался гораздо более живучим. А вообще с названием русского народа в средневековье сложный вопрос. Да, русы и русичи - названия, сейчас весьма широко используемые в литературе - но лишь по произволу авторов. Ладно, слово русичи, судя по "Слову о полку Игореве", хотя бы в "высоком штиле" какое-то время существовало, но русы - вовсе кабинетная выдумка. А я к исторической составляющей своей книги отношусь очень осторожно, стараюсь без крайней необходимости ничего не выдумывать; направляю свою фантазию на метафизику, а не на историю
![]() ![]() -------------------- Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
|
|
|
![]()
Сообщение
#5
|
|
Странник ![]() ![]() Группа: Пользователь Сообщений: 33 Регистрация: 28.2.2022 Вставить ник Цитата Пользователь №: 3134 Страна: Россия Город: Не указан Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Насколько я понял из Введения, вы совмещаете историю и собственное творчество. Это очень хороший художественный метод. Главное, чтобы получилось его воплотить. Буду постепенно знакомиться с вашим произведением.
|
|
|
![]()
Сообщение
#6
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 10040 Регистрация: 22.6.2009 Вставить ник Цитата Из: Онега Пользователь №: 1352 Страна: Россия Город: Не указан Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
История (особенно русская) - моё главнейшее увлечение с детства. А под влиянием "Розы Мира" решил наложить на историю метафизику, изложить всю русскую историю в виду одной биографии
![]() -------------------- Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 31.5.2023, 19:55 |