![]() |
Поделиться |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
Поделиться |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Профессионал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Глоб. Модератор Сообщений: 2366 Регистрация: 18.12.2008 Вставить ник Цитата Пользователь №: 683 Страна: Россия Город: Иркутск Пол: Муж. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
К главам "ГНЕЗДО СВЯТОГОРА" И "СЛОВЕНСКИЙ КНЯЗЬ"...
НАРОД ДРУЖЕМИРА «ДРУЖИНА» - древнеславянское слово обозначающее «друг», «товарищ» и «брат» со времён темных веков раннего средневековья плотно связалось с тяжестью доспехов, блеском мечей и свистом стрел… Первые документальные упоминания о славянских дружинах относятся к VI веку и совпадают с распадом племенной структуры у славян, переходом к территориально-политическим объединениям, получившим у историков названия «суперсоюзы племён». В «Войне с готами» Прокопия Кесарийского фигурирует отборное и немногочисленное славянское войско, вторгшееся в 549-м году в Византию. В «Чудесах св. Димитрия Солунского» упоминается «…цвет племен…», славянское войско, нападающее на Солунь (Фессалоники). Оба трактата косвенно сообщают нам об отрядах профессиональных воинов: немногочисленных, тяжеловооруженных, опытных и организованных. Впрочем, из этих источников мы так и не можем узнать о форме общественных взаимоотношений среди этих «дружин», какой была форма военной организации «богатырей» и был ли у них князь. Первым кто затронул эту тему в письменных источниках был посланник Арабского Халифа ибн Фадлан, описавший в 922-м году «русь», тех, кого мы называем дружинниками: «…Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причём находящиеся у него надёжные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты из-за него… Эти четыреста сидят, а ночью спят у подножия его ложа…». Исходя из этих и других источников, что мы можем сказать о «народе Дружемира» - Русской Дружине? Вероятно, в X-XI веках мы можем говорить о постоянном отряде воинов-профессионалов, отменно обученных и оснащённых в 200 человек у рядовых князей и в 1000 воинов в распоряжении киевского князя. Дружинник обеспечивался жильем, оружием и жалованием. Княжеская дружина участвовала и военных походах своего князя, и в посольствах, в «засадах» (несла гарнизонную службу), жила «полюдьем» - сбором податей. Дружина регулярно устраивала «кружение», объезжая «подконтрольную» территорию и собирая с «дыма», «рала или плуга» определенную сумму в пользу князя. Дружинники X века питали интерес к оружию и драгоценным металлам (о чем свидетельствуют находки в «дружинных курганах»), но совершенно не интересовались землей как формой собственности. В X веке вотчинное землевладение и интерес к земле у дружинников отсутствует. Дружинники, видимо, были не прочь подраться, и конфликты в их среде подробно регулировались дружинным правом, скопированных у норманнских викингских объединений, имевшим чисто «уголовные» статьи («вира» за убийство, травмы, побои), но полностью игнорировавшим хозяйственные коллизии. Бытовая близость князя и воинов была отличительной чертой внутри дружинных взаимоотношений в X-XI веках, на этом базировалась верность дружины. Принято делить славянскую дружину на две главные категории: старшую и младшую. Из старшей постепенно выделялся и формировался боярский класс, младший - служилый воинский. Этнический состав дружины не был однородным, но славянский элемент явно преобладал. Анализ «дружинных курганов» показал соотношение типично скандинавских и типично славянских погребений как один к семи. Несмотря на всю мощь и силу норманнского влияния, нужно понимать, что «варяги» активно участвовали в походах и междоусобицах русских князей, ТОЛЬКО в качестве НАЁМНИКОВ. Они оставались «варягами» - наемниками, принесшими клятву верности Гардарике – то есть «руси». Не Руси, а именно «руси» - княжеская дружина была вне зависимости от этнического происхождения «русью» Членом дружины мог стать любой воин, вне зависимости от происхождения и социального статуса. В этом смысле дружинная структура была наиболее открытой общественной ячейкой. Служба в дружине была привлекательной для человека, готового сменить образ жизни на практически кочевой. Добиться социального успеха проще всего было двумя путями: подавшись в дружину или в торговлю - чем дружинники, имевшие доступ к военной добыче и реализации дани, занимались едва ли не активнее, чем войной. Княжеская дружина всегда была больше, чем просто военной силой. Советом со своей дружиной князья не гнушались и часто следовали им. Так, князь Игорь в 945 году вторично пошел за данью к древлянам, «…понуждаемый несытовством дружинников…». Иногда советы дружины выходили за рамки военного или хозяйственного дела, распространяясь на вопросы политические. В 1015-м году, после смерти Владимира Святославовича, дружинники князя предложили занять киевский престол его младшему сыну Борису в обход старшего Святополка. Борис в это время стоял с отцовской дружиной на реке Альта. Приведем отрывок из жития Бориса и Глеба в переводе: «…И сказала ему дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол – ведь все воины в твоих руках». Он же им отвечал: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца». Услышав это, воины разошлись, и остался он только с отроками своими…». Дружина, посчитавшая, что никаких обязательств перед Борисом не имеет, покинула молодого князя, и он вскоре был убит… Дружина заведовала делами княжеского двора, а когда интересы этого двора расширялись, на новые должности назначались тоже дружинники. В XI-XII веках дружина была основным поставщиком кадров для административного аппарата. Тысяцкие и сотские – основные должностные лица княжеской администрации в десятичной системе городского управления на Руси – были выходцами из дружин. К дружине относились и судебные чиновники (мечники), и сборщики налогов (вирники), и мэры-посадники. Оружие и кони – главная ценность княжеского арсенала. Мы черпаем данные о древнерусском вооружении главным образом из погребальных памятников – «дружинных курганов». Анализ археологических артефактов показывает довольно пеструю картину в оружейном арсенале того времени. Набор вооружения дружинника, согласно М. Горелику, включал в себя «…меч, саблю, боевой топор, кистень, копье, дротик, лук и стрелы. Защитным вооружением служили шлем, щит, панцирь из металлических колец или пластинок…». Дружинник как профессиональный воин владел всеми доступными видами оружия, но меч был его безусловным любимцем, отличием не просто профессионального, но и состоятельно воина. В 2011-м году из Днепра в районе в острова Хортица был выловлен клинок X века, получивший известность как «меч Святослава». На оружии сохранилось клеймо «ULFBERHT» (во всем мире известно больше 160-ти мечей с таким клеймом, 20 из них найдено на территории Руси). Франк Ульфберт был своеобразным Страдивари кузнечного дела – его кузница на Рейне выпускала мечи выдающегося качества. Мечи XI-XII веков известны существенно хуже, т.к. в связи с распространением христианства оружие из погребального инвентаря постепенно исчезло. Сабля, «заимствованная из хазаро-мадьярского арсенала», нашла применение с конца X века. В отличие от меча, который использовали и в пешем и в конном бою, сабля являлась оружием всадника, так как по функционалу было режущим оружием, а не колюще-рубящим. Количество сабель постепенно, как и роль конницы, росло. Популярным оружием на Руси были боевые топоры как скандинавского, так и степного (под всадника) типа. Конница с XI века стала главной силой на поле боя, а главной тактикой стала сшибка. На первый план в экипировке дружинника начало выходить копье. Копьями вооружались и дружинники, и ополченцы. Копье – оружие простое, но в конном бою незаменимое. И русские дружинники владели мастерством копейного боя… Топоры, копья, луки были универсальным оружием своего времени. Социальный статус владельца могло характеризовать только качество металла и богатство инкрустации предмета. А вот наличие кольчужного доспеха указывает, скорее всего, на дружинника. Такое высокотехнологичное облачение, на изготовление которого требовалась масса времени и денег, мог позволить себе только профессиональный воин или очень состоятельный горожанин. Основным поставщиком брони в X веке были франки. Само слово «броня» заимствовано из древнегерманского (Brunja). Кольчуга, эффективно защищавшая корпус, полюбилась воинам. Ещё бы! Десятикилограммовая железная рубаха из 20-30-ти тысяч колец. 600 метров железной проволоки! Чем искуснее была кольчуга, тем меньше она весила, и тем уже были кольца, ее соединяющие. Примечательно, что древнерусская кольчуга редко изготавливалась длинной, защищавшей ноги, в то время как в Европе это была повсеместная практика. Броню в походах везли следом за воинами. Они облачались в кольчугу и шлем только перед сражением. Наибольшее распространение на Руси получили сфероконические шлемы, чья обтекаемая форма обеспечивала соскальзывание прямого удара, направленного в голову. Шлемы воевод и князей были медно-позолоченными, что должно было служить, по всей видимости, дополнительным ориентиром для воинов в бою. Щит на протяжении всей истории древнерусского государства претерпевал определенные изменения. Первые славянские щиты были длинные, прикрывающие ноги. На Руси применялась пехотная тактика «стены щитов». «Стеной щитов» Святослав останавливал византийскую конницу. Щит в своем первоначальном виде археологам практически недоступен. До нас доходят только «умбоны», т.е. выпуклые металлические бляхи, помещавшиеся в центре щита, по которым о форме щита можно только догадываться. Были распространены на Руси в основном миндалевидные щиты. Они наиболее узнаваемы и считаются типично русскими благодаря изобразительному искусству. Миндалевидный щит получил распространение по всей Европе, но на Руси продержался в употреблении дольше, чем на Западе. В IX-X вв. русский дружинник был, по всей видимости, преимущественно пешим воином, вооруженным мечом, топором, защищенным кольчугой, шлемом и щитом. К концу XI века ситуация постепенно изменилась. Дружинник сел на коня и в руки взял копьё и саблю. Со временем менялся стиль боя, тягучее противостояние пеших воинов щит в щит сменилось стремительной сшибкой конницы. Над битвой возвышался княжеский стяг – едва ли не единственный ориентир для воинов, мало отличавшихся друг от друга снаряжением. Все «зрели на хоругвь» и если она падала, подсечённая, начиналось спешное отступление. Со временем значение дружины падает. Усиливается ее расслоение, сокращается численность и значение военных княжеских слуг. На первый план выходят бояре. На рубеже XI–XII вв. численность боярства составляла около тысячи человек и неуклонно росла. Это были уже не дружинники, а «обязанные военной службой поземельные вассалы князя». Дворяне, занявшие нишу дружины, ровней князю не были. На смену условному «товариществу» (пусть и все более номинальному) приходят отношения господин-слуга. Дружинник был «мужем», дворянин – уже «слугой». Изменились и представления о верности. «Надо быть верным князю просто потому, что он князь», – эта идея верности начинает главенствовать с конца XII века. По материалам закрытого ресурса "Исторический журнал "Факел" - у меня копипаст остался -------------------- Мечты играют злые шутки только с теми, у кого их нет
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 4.9.2025, 17:23 |