IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Воинский этикет, культура общения военнослужащих
Поделиться
neo169
сообщение 12.5.2023, 16:26
Сообщение #1


Мастер
******

Группа: Активный Пользователь
Сообщений: 754
Регистрация: 16.2.2022
Вставить ник
Цитата
Из: Россия
Пользователь №: 3133
Страна: Россия
Город: Москва
Пол: Муж.



Репутация: 2


Воинский этикет и культура общения военнослужащих
03 Октября 2022 06:30

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №10 2022 Г



ТЕМА ПО ВПП № 26 ДЛЯ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ, СТАРШИН, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ И ПРИЗЫВУ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ПРАПОРЩИКОВ И МИЧМАНОВ




В. КИРИЛЛОВ, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Военно-морского института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», капитан 1 ранга в отставке



Воинский этикет и культура общения военнослужащих

Сегодня, когда мир сотрясают информационные войны, когда взаимоотношения России с Западом резко ухудшились, когда многие миролюбивые инициативы России на международной арене встречаются в штыки или просто игнорируются, когда на российское общество обрушиваются потоки не всегда достоверной информации, военнослужащие армии и флота России должны противостоять этим вызовам, проявляя все свои лучшие качества. К ним относятся, в том числе, высокий уровень культуры и поведения в различных ситуациях военной службы.

Недругам не удается поколебать моральные и культурные устои нашего общества во многом потому, что в истории нашей страны состоянию культуры в обществе и в армии всегда уделялось самое пристальное внимание. От уровня культуры взаимоотношений напрямую зависят сплоченность и боеготовность воинских коллективов, поддержание в них уставного порядка, соблюдение требований воинской дисциплины. Об этом четко сказано в приказе Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 803.

Понятие и виды этикета



В любой области человеческой деятельности взаимоотношения между людьми и поведение каждого индивида подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым в различных ситуациях человеческого общения. Эти нормы, возникающие и развивающиеся в ходе повседневной практики, являются результатом своего рода культурно-исторического отбора, в процессе которого они складываются, отбираются, сохраняются и транслируются из поколения в поколение на каждом этапе социального развития. Так появилась мораль — совокупность предъявляемых обществом, социальной группой или личностью требований к поведению людей, с помощью которых осуществляется регулирование их взаимоотношений.

Перед каждым новым поколением, вступающим в социальную практику, встают извечные вопросы бытия: «что такое хорошо и что такое плохо», что такое добро и зло, справедливость и несправедливость?

Как различны исторические эпохи, в рамках которых люди задавались этими вопросами, так различаются и ответы на них в зависимости от зрелости общества и конкретного человека, его позиции, а также установленных общественных отношений, принятых норм и запретов. На эти важные мировоззренческие вопросы пытается дать ответ этика — наука, изучающая мораль, законы ее возникновения, развития и функционирования. Еще Аристотель отмечал, что природа дала человеку в руки мощное оружие — интеллектуальную, моральную силу, но он может пользоваться этим оружием отнюдь не во благо общества, т. е. человек без нравственных устоев оказывается существом нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Этика призвана выполнять, по меньшей мере, две важные функции. Во-первых, подвергая научному анализу процессы нравственной жизни, исследуя их тенденции и противоречия, она определяет формы воздействия на эти процессы, выявляет направления их развития. Во-вторых, трансформируясь в нормативные рекомендации в ответах на актуальные вопросы нравственной жизни, она помогает человеку ориентироваться в выборе социальных ценностей, учит ответственно и мудро подходить к решению злободневных и порой весьма трудных проблем в конкретной поведенческой ситуации.

Нравственное воспитание ценно тем, что оно может служить сильным средством усвоения индивидом внешних социально-культурных регулятивов поведения, их преобразования, перевода в потребности, привычки, мотивы поведения. В связи с этим уместно вспомнить размышления выдающегося советского педагога Антона Макаренко. Он отмечал: «Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не только потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому, что так привыкли».

Жизненно важно своевременно и адекватно реагировать на изменения характера современного противоборства на поле боя, в том числе в духовно-нравственной, информационно-психологической сферах. Помочь в этом призвано понимание важности воинского этикета и культуры общения военнослужащих. Откуда же пошло выражение «этикет»?

Слово «этикет» произошло от слова «этикетка» — специальной карточки, на которой записывались основные правила поведения на приемах и балах. Этикетки появились во Франции в XVII в. при дворе Людовика XIV и раздавались на каждом королевском рауте для того, чтобы приглашенные следовали установленному порядку поведения. Впоследствии применение слова «этикет» расширило границы употребления и стало обозначать всякий церемониал, правила его проведения. Тогда же появились и специальные люди, управляющие церемониями — церемониймейстеры.

Этикет (фр. etiquette — «ярлык», «этикетка») — исторически сложившиеся правила учтивости и вежливости, принятые в конкретном обществе и касающиеся внешних проявлений отношения к людям, принятых в традиционных для данной культуры ситуациях общения. Эти правила могут касаться обхождения с окружающими, форм обращения и приветствий, поведения в общественных местах, манер и одежды. В современных условиях под этикетом понимается совокупность правил культуры поведения, касающихся внешнего отношения к людям, которые приобрели характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

Этикету близко по смыслу слово «манера», которое обозначает способ вести себя в обществе. При его употреблении делается акцент на внешних формах поведения человека в обществе, как говорят, на людях.

В средневековой Руси с начала XII в. был широко известен документ этического характера «Поучение детям» Владимира Мономаха: «При старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, беседуй без лукавого умысла, а побольше вдумывайся, не осуждай речью, много не смейся».

При Петре I, укоренявшем в России европейские манеры, вышел в свет первый свод Правил поведения «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» (1717 г.), в предисловии к которому он выделил три добродетели, отличающие воспитанного человека: приветливость, смирение и учтивость. Об уровне нравов того времени можно судить по советам из этой книги:

«Не сопи, когда ешь.

Не утирай губы рукой, но полотенцем.

Не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи».

Нормы и правила, составляющие этикет, столь же многообразны, как многообразно человеческое поведение. Они носят характер договоренности, соглашения о том, что принято, а что не принято в поведении и общении людей.

Этикет в обществе регламентирует уважительное отношение одного человека к другому, облегчает взаимопонимание и общение. Как отмечал Джонатан Свифт — автор сатирико-фантастического романа «Путешествия Гулливера» (1726 г.), «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Развитие этикета неразрывно связано с развитием человеческого общества в целом. История становления этикета насчитывает тысячелетия и может быть представлена несколькими типами этикета.

1. Этикет запретов. Он возник еще в первобытных племенах и представлял собой, скорее, этикетную регламентацию поведения в виде табу (запрета). Этот тип этикета был характерен для тотемных культов, которые строились, например, на запрете убивать тотемное существо — прародителя рода.

2. Этикет красоты или эстетической привлекательности поведения. Этот тип этикета возник в эпоху итальянского Возрождения. В культуре Ренессанса этикет строился на единстве прекрасного и доброго, гармонии и симметрии. Причем именно красота в римской культуре признавалась высшей ценностью. Итальянцы полагали: «Если человек красив, то ничего плохого он совершить не может».

3. Этикет целесообразности. Целесообразность как базовый принцип этикета утверждается в Новое время. В этот период, во-первых, многие существовавшие ранее правила потеряли свой смысл, многие изменились — на место титулов, рангов и привилегий вышла полезность человека, его значимость для общества. Во-вторых, зарождающаяся Реформация — широкое антикатолическое движение XVI в. в Европе, а позже и протестантизм провозгласили «добродетельными и богоугодными такие качества, как бережливость, предприимчивость, дисциплинированность».

Соблюдать определенный порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов — значит, принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом конкретного сообщества.

Существование профессиональной морали объективно обусловлено исторически сложившимся разделением труда, которое, как бы оно ни изменялось в результате научно-технического прогресса, в будущем останется надолго.

Профессиональная этика — кодексы поведения, регламентирующие нравственные, морально-этические стороны взаимоотношений между людьми, функционирующие в рамках их корпоративной, групповой, профессиональной деятельности. Профессиональная этика определяет именно специфические нормы поведения людей, принадлежащих к определенному трудовому сообществу.

Наибольшая мера моральной и социальной ответственности проявляется, прежде всего, во врачебной, педагогической, военной, юридической деятельности. Например, Платон в диалоге «Государство» обращает внимание на то, что учителя, поэты, т. е. те, кто непосредственно воздействует на души подрастающего поколения, не должны увлекаться изображением безнравственного и безобразного, а акцентировать внимание молодых людей на положительных образах и примерах.

Одним из старейших образцов профессиональной этики служит кодекс врача, дошедший до нашего времени в изложении Гиппократа (460 — 370 г. до н. э.) и получивший название клятвы Гиппократа. Именно в то время среди медиков утвердился принцип «не навреди», который приемлем не только для лечения физических недугов, но и для регуляции межчеловеческих отношений.

Со времен Древних Афин известна клятва молодых воинов перед горожанами и своими боевыми товарищами. По завершении первого года обучения эфебы (юноши, достигшие возраста, когда они обретали все права гражданина) демонстрировали полученные навыки и умения по военным вопросам и технике владения оружием перед гражданами Афин в государственном театре. В конце этого представления каждому выдавались копье и щит, после чего они произносили клятву верности. Эфебы клялись не осквернять священного оружия и не покидать своего товарища, почитать решения мудрых, повиноваться законам, которые приняты народом, и обещали: «если кто вздумает нарушить их, я не должен того допускать и стану их защищать».

Профессиональная этика исследует различные области морального поведения, а также специфику проявления морали в различных сферах человеческой деятельности. Особенности проявления морали в процессе воинской службы изучает и освящает воинская этика и ее подраздел — «Военно-морская этика».

Понимание воинской этики как нравственной ценности различалось в военных культурах народов и цивилизаций в зависимости от условий их жизнедеятельности, религиозно-мифологических норм, политико-идеологических доктрин и социально-классовых интересов, господствовавших в том или ином типе общества или формации.

В зависимости от типов сообщества выделяют несколько видов этикета, основными из которых являются:

— придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах и присущие церемониям с участием царствующих особ (парадные выезды, приемы, аудиенции);

— дипломатический этикет, или протокол — совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении;

— светский этикет — система устоявшихся взаимных ожиданий, одобряемых моделей и правил светского общения между людьми;

— воинский этикет — свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих по отношению к сослуживцам, гражданским лицам, ветеранам армии и флота. Он имеет свои особенности, так как связан с деятельностью военнослужащих, выполняющих важную государственную задачу. Задача это связана с вооруженной защитой Отечества, наличием в армии и на флоте современного оружия и боевой техники, которую обслуживают и эксплуатируют военнослужащие. И здесь как никогда и нигде важен высокий уровень культуры, дисциплины, сплоченности воинских коллективов воинских частей и кораблей. Грозное и дорогостоящее оружие, которое Родина доверила своим защитникам, должно быть в надежных руках.



Воинский этикет.

Особенности военно-морского этикета




Под воинским этикетом понимается свод правил поведения военнослужащих, основанных на принципах морали и традиций армии и флота, и закрепленный в требованиях Военной присяги и общевоинских уставах Вооруженных Сил. В структуре воинского этикета выделяется два основных элемента: система атрибутов и система норм. К атрибутам воинского этикета относятся только те материальные предметы, которые строго предусмотрены правилами этикета и без которых их функционирование становится невозможным. Это, например, военная форма одежды, оружие, боевая техника, которую обслуживает военнослужащий. Система норм воинского этикета охватывает такие сферы взаимодействия, как порядок отдачи и выполнения приказаний, порядок обращения военнослужащих друг к другу, воинская вежливость и т. д. Воинский этикет выполняет ряд функций. Основными из них являются следующие: а) военно-политическая; б) воспитательная; в) служебно-регулятивная; г) эстетическая и многие другие.

К особенностям воинского этикета относится, во-первых, нормативность. Это означает, что как официальные (служебные), так и неофициальные (внеслужебные) отношения людей в униформе регламентированы законами, общевоинскими уставами (ст. 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил России) и имеют под собой юридическую основу. И если соблюдение военнослужащими общепринятых норм морали является желательным, то соблюдение требований воинского этикета — обязательным. В этом нормы уставов категоричны и безусловны: военнослужащий должен быть честным, храбрым, дисциплинированным, исполнительным, соблюдать правила воинской вежливости. Например, трусость в обычных условиях вызывает порицание со стороны членов социальной группы, их моральное осуждение. Но в условиях воинской деятельности, в боевой обстановке проявление трусости, бегство с поля боя влекут за собой уголовную ответственность военнослужащих.

Во-вторых, к особенностям воинского этикета относится привлекательность. Военный человек выделяется в обществе, прежде всего, внешними этикетными проявлениями: это форменная одежда, осанка и выправка, молодцеватость, особая корректность и учтивость, подчеркивающие сформированную привычку к внутренней дисциплинированности и сдержанности.

В-третьих, воинский этикет подчеркивает корпоративный характер воинской морали. Это проявляется в определенных нормах этикета, связанных с особым отношением к воинской чести: прикладывание военнослужащими руки к головному убору, приветствуя другого военнослужащего, а также Знамя части или Флаг корабля. Такой способ приветствия восходит к средневековому рыцарскому ритуалу. Тяжеловооруженный воин поднимал забрало шлема и демонстрировал другому рыцарю свое лицо.

В-четвертых, воинский этикет предполагает строгую субординацию. Исполнение норм этикета, то есть проявление уважения, имеет определенный вектор, направление: от подчиненного к начальнику, от младшего к старшему при соблюдении уважения к личному достоинству каждого воина. При этом правовые нормы и приказы командиров обязательны для подчиненных, за их нарушение военнослужащий несет предусмотренную законом ответственность, вплоть до уголовной.

В-пятых, этикетная матрица военнослужащего предполагает сформированную моральную готовность и способность прибегать к вооруженному насилию в интересах защиты Отечества, любой ценой выполнить поставленную командованием боевую задачу, даже путем самопожертвования. Едва ли найдутся такие сферы человеческой деятельности, где бы моральные нормы исполнения долга требовали от человека в критической ситуации отдать свою жизнь.

Воинский этикет представляет собой конкретное социальное явление, то есть его нормы и правила зародились и развивались в рамках исторического процесса. Основой формирования воинского этикета послужили традиции, обряды, ритуалы и обычаи, свойственные различным сферам воинской деятельности.

Воинский этикет в широком смысле представляет собой относительно самостоятельную область морального знания и практик поведения военнослужащих в различных ситуациях профессионального общения в мирное и военное время, при выполнении боевых и специальных задач, а также во взаимоотношениях с гражданским обществом.

Воинский этикет в узком смысле понимается как свод правил поведения военнослужащих, основанный на принципах морали, требованиях Военной присяги и воинских уставов, а также ратных традиций Вооруженных Сил России. Эти правила распространяются на служебные и внеслужебные взаимоотношения военнослужащих в мирное и военное время.

Воинский этикет включает нормы и правила нравственного поведения и отношений в коллективах военнослужащих в целом, без учета специфики конкретного вида или рода войск. Поэтому специ­фические нормы и правила взаимоотношений, принятые в Военно-Морском Флоте Российской Федерации, принято сводить в отдельный кодекс – военно-морской этикет. Военно-морской этикет описывает правила поведения и взаимоотношения на корабле, в кают-компании, а также включает церемониальные и протокольные правила в ходе визитов и деловых заходов кораблей в порты зарубежных государств, ритуалы отдания воинских почестей должностным лицам, флагу иностранного государства и т. д.

Среди особенностей военно-морского этикета следует выделить несколько основных.

Во-первых, в силу присущего военным кораблям иммунитета на них в иностранных территориальных и внутренних водах, а, следовательно, и в иностранных портах и гаванях не распространяется действие законов и решений судебных органов любого государства, кроме государства флага. Личный состав военного корабля, находящегося в иностранном порту, отвечает за свои действия, совершенные на борту, лишь по законам страны флага корабля.

Во-вторых, пользуясь свободой от иностранной юрисдикции, военные корабли не вправе совершать какие-либо действия, нарушающие суверенитет иностранного государства. Они должны уважать законы и правила страны, в порту которой находятся. Командир отряда и командиры кораблей обеспечивают строгое выполнение требований уставов, приказов, наставлений и инструкций, соблюдение международных актов по вопросам мореплавания, правил и обычаев, установленных в стране пребывания, местных национальных, исторических, культурных, бытовых и религиозных традиций, обычаев и правил этикета, принятых во флоте страны пребывания.

В-третьих, в ходе визитов российских военных кораблей необходимо строго соблюдать дипломатический протокол и дипломатический этикет, под которым понимают правила поведения дипломатов и других официальных лиц во время различных дипломатических мероприятий (переговоров, визитов, приемов, встреч делегаций, взаимных представлений). Этикет включает нормы и обычаи, связанные с культурой поведения, т. е. с умением вести себя в обществе, с внешней опрятностью, культурой быта и приема гостей, умением держать себя за столом, вести беседу, грамотно и ясно излагать свои мысли. Офицеры российского Военно-Морского Флота соблюдают только те правила дипломатического протокола и этикета, которые не противоречат российскому общегражданскому, дипломатическому и воинскому этикету. Например, принимая участие в различных церемониях, которые в ряде стран носят религиозный характер (коронация, похороны видных государственных деятелей, церемонии в память о погибших во Второй мировой войне, совместные маневры) российские официальные представители возлагают венки, но, присутствуя на богослужениях, не выполняют действий, связанных с отправлением религиозных обрядов.

В-четвертых, во время заходов российских военных кораблей в иностранные порты кроме протокольных мероприятий проводятся и мероприятия неофициального характера, такие, как встречи с моряками страны пребывания, общественностью города, с детьми, а также организуются приемы как командиром отряда (корабля), так и местными властями, а иногда и командованием военно-морских сил страны пребывания. Протокольные мероприятия и этикет на таких встречах и приемах имеют нюансы, обычно они более просты и демократичны.

Наряду с протокольными мероприятиями важную этикетную роль играет военно-морской церемониал.

Воинский церемониал представляет собой предусмотренную уставами систему мероприятий, направленную на придание особой торжественности таким действиям, как принятие Военной присяги, торжественный вынос знамени части, парады и другие торжественные акты по случаю национальных праздников и иных событий государственного масштаба; оказание воинских почестей главе государства и главе правительства при официальном посещении ими войсковых частей и кораблей, а также главам иностранных государств и правительств, прибывающих в страну с официальным визитом.

В соответствующих случаях воинский церемониал предусматривает оказание воинских почестей должностным лицам вооруженных сил, а также погибшим при исполнении воинского долга и умершим от болезней и по старости военнослужащим.

В Военно-Морском Флоте России реализуется военно-морской церемониал. К основным мероприятиям такого церемониала относятся: подъем и спуск Государственного и Военно-Морского флага, исполнение Государственного гимна, торжественные салюты и возложение венков к национальным памятникам и могилам соотечественников.

К знаковым атрибутам этикета морского офицера относятся военная форма одежды, кортик. Красивая морская форма одежды, молодцеватость, хорошая строевая выправка способствуют воспитанию у военнослужащих уважения к ратному труду, сплачивают воинский коллектив в единое целое, вызывает восхищение у родителей и знакомых военнослужащих.

Даже краткий обзор норм и правил поведения военнослужащих в различных ситуациях профессионального и гражданского общения не позволяет дать им готовые рецепты на все случаи службы и жизни. Поэтому чрезвычайно важно систематически заниматься самообразованием и самовоспитанием. Для этого необходимо читать содержательные и полезные книги, помня известное высказывание советского писателя Максима Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». В этом контексте символичны и слова из стихотворения «Баллада о борьбе» (1975 г.) Владимира Высоцкого — легенды авторской музыки, актера советского театра и кино:

«Если мяса с ножа ты не ел ни куска,

Если руки сложа наблюдал свысока

И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом, —

Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем!

Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал что почем, —

Значит, нужные книги ты в детстве читал
».

Приобретенные знания о воинском этикете следует воплощать в практику поведения со старшими и младшими сослуживцами, сверстниками, ветеранами армии и флота, гражданскими лицами. Только такая практика сделает военнослужащего по-настоящему культурным в обхождении с людьми как на службе, так и в общественных местах.



Методические рекомендации



При рассмотрении первого вопроса следует уяснить сущность этикета, его историю возникновения и развития, структуру и функции. Во втором вопросе надо сосредоточить внимание на воинском этикете, рассмотрев его особенности (если присутствующий на лекции личный состав относится к ВМФ, подвопрос о военно-морском этикете имеет смысл раскрыть более глубоко). Желательно не просто перечислить основные элементы воинского этикета, но и обсудить направления формирования у военнослужащих этики, воинской культуры, товарищества, готовности встать на защиту Родины в любых условиях.

Чтобы сильнее вовлечь слушателей в процесс изучения учебного материала, можно смоделировать несколько типичных ситуаций из служебной и гражданской жизни и попросить аудиторию ответить, как военнослужащий должен вести себя в них с точки зрения этикетных и уставных норм.

Завершить занятие логично выводом о том, что достойный уровень культуры человека в погонах не только возвышает представление о нем в глазах окружающих, но и положительно сказывается на имидже Вооруженных Сил в целом, упрочивает сплоченность и боеготовность воинских коллективов, благоприятствует поддержанию в них уставного порядка и соблюдению требований воинской дисциплины.



ЛИТЕРАТУРА:


Цитата
Конституция Российской Федерации. — М., 2020.
Воинский этикет: учебник / под общ. ред. Б.В. Воробьева. — М.: ВУ, 2018. — 328 с.
Культурология: Электронный учебник / Под редакцией Б.В. Воробьева. — М.: ВУ, 2021.
Приказ Министра обороны РФ № 803 от 28 декабря 2021 г. «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Граф Г.К. Моряки. Очерки из жизни морского офицера 1897–1905 гг. — М.: Вече, 2012. — 316 с.
Горденев М.Ю. Морские традиции и торжественные церемонии Русского императорского флота. — М.: Кучково поле, 2007. — 272 с.
Дыгало В.А. Откуда и что на флоте пошло. — М.: Крафт+, 2000. — 384 с.
Военно-морской протокол и церемониал / Под ред. Г.С. Горшкова. — М.: Воениздат, 1986. — 256 с.
Морские традиции: Учеб. пособие для курсантов мор. акад., колледжей и мореход. училищ. — М.: Арк­тика, 1999. — 424 с.
Кириллов В.В., Паневин К.В. Культурология (Культура воинской деятельности). Учебное пособие. — Пушкин, ВМПИ, 2008. — 143 с.
Кодекс чести русского офицера. — М.: РИПОЛ классик, 2017. — 224 с.
Корабельный устав Военно-Морского Флота. – М.: ИНФРА-М, 2020. — 462 с.
Культурология: Учебник для военных вузов. — СПб.: Питер, 2017. — 448 с.
Военно-морской протокол и церемониал / Под ред. Г.С. Горшкова. — 2-е изд., перераб. — М.: Воениздат, 1986.


Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
( Гостей: 1 )
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 18.6.2025, 15:14