| Поделиться |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
| Поделиться |
12.12.2006, 22:06
Сообщение
#1
|
|
|
Специалист ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Модератор раздела Сообщений: 109 Регистрация: 5.12.2006 Вставить ник Цитата Из: Ленинград Пользователь №: 13 Страна: Россия Город: Не указан Пол: Муж. Репутация: 15
|
Такая есть интересная тема, правда насколько знаю этот вопрос не обсуждается даже в семинариях (только в духовных академиях)
Цитата Святые отцы, познавшие православное предание во всей его полноте, подчеркивают великую важность православного безмолвия. Святитель Григорий Богослов, которому Церковь неслучайно дала такое прозвание, считает безмолвие необходимым для достижения общения с Богом. Таким образом, "для невозмущаемого собеседования с Богом нужно погрузиться в безмолвие и хотя несколько возвести свой ум от непостоянного" (Свт. Григорий Богослов. Т.1. С.376). Безмолвствуя, человек очищает свои чувства и сердце и таким образом познает Бога; ведение же Бога способствует спасению человека. Ту же линию развивает и преподобный Фалассий, которому принадлежит следующее замечание: "Безмолвное уединение и молитва суть самые могущественные орудия добродетели; ибо они, очищая ум, делают его зрительным" (Добр. Т.3. С.294). Благодаря безмолвию ум очищается и приобретает способность воспринять созерцание Бога. Как мы знаем из святоотеческого учения, существует различие между умом и разумом. Ум, скрытый страстями, перестает быть зрителем таинств Божиих (умирает); избавившись же от страстей, он становится прозорливым и видит Бога как свет, и это есть жизнь человека. Как мы уже сказали, такое очищение ума достигается с помощью безмолвия. Тем, кто занимается изучением святоотеческих трудов или пытается познать это безмолвие на собственном опыте, известно, что оно бывает телесным и душевным. Телесное безмолвие является внешним, душевное же – внутренним. Телесное безмолвие обычно заключается в выборе уединенного места и в стремлении человека, насколько возможно, оградить чувства и, следовательно, душу от внешних образов и явлений. Духовное же безмолвие состоит в приобретении умом способности и силы не принимать никакой искушающей прелести. В этом состоянии ум человека, подчиненный трезвению и умилению, бывает обращен на сердце. Ум (энергия) собирается в сердечном месте (своей сущности), соединяется с ним и таким образом приобретает большее или меньшее ведение Бога. Телесное безмолвие – это обуздание тела. "Начало безмолвия – упразднение от всего" (Свт. Григорий Синаит. Добр. Т.5. С.204), когда человек не заботится ни о каком деле. Результат такого "упразднения" – "просветительная сила и созерцание, а конец – исступление или восторжение ума к Богу" (там же). Преподобный Иоанн Лествичник, имея в виду это внешнее, телесное, безмолвие, пишет: "Возлюбивший безмолвие затворил уста свои" (Леств. 11:10). Некоторые люди утверждают, что безмолвие и образ подвижничества, описанный святыми отцами, способствуют пассивной, бездеятельной жизни. В действительности же все как раз наоборот. Безмолвие – это самая активная деятельность, протекающая в неизвестности и молчании. Человек бездействует и молчит, чтобы беседовать с Богом, достичь своего освобождения и принять Самого Бога. Если же учесть, что серьезнейшие затруднения, мучающие нас, являются душевными и внутренними, а большинство болезней (как душевных, так и телесных) происходит от увлечения помыслами, то есть от нечистоты ума и сердца, то можно понять, сколь велика ценность умного безмолвия. Следовательно, безмолвие есть деятельность и жизнь. Именно оно создает необходимые условия для того, чтобы человек беспристрастно возлюбил своих собратьев, обретя бескорыстную и бесстрастную любовь. "Тот любит безмолвие, кто непристрастен к мирскому; тот любит всех человеков, кто не любит ничего человеческого" (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.202). Как может человек приобрести бескорыстную любовь (а именно такова одна из целей духовной жизни), когда он одержим страстями? Таким образом, безмолвная жизнь исполнена напряженной деятельности, деятельности истинной и доброй. "...Безмолвие святых должно рассматриваться не как бездействие, но как вид напряженной деятельности. Впрочем, подобным образом происходит и откровение Бога в Его отношениях с человеком. Движение Бога к человеку не есть только движение явления, но и движение сокрытия; не есть лишь откровение слова, но и выражение безмолвия. Вот почему и человек, желающий приблизиться к Богу, не может ограничиться одним принятием Его открывшихся энергий, но должен перейти и к молчаливому восприятию тайны Его непознаваемости; не может лишь слушать Его слово, но должен услышать и Его безмолвие. Вторая составляющая ведет к совершенству, и потому она предполагает наличие первой. В самом деле, как замечает Игнатий Богоносец, только "тот, кто приобрел слово Иисусово, может поистине услышать и Его безмолвие, чтобы стать совершенным". Итак, из этого вытекает, что движение человека к Богу должно быть не только движением деятельности, но и движением самоограничения; не только мученичеством исповедания, но и мученичеством молчания и безмолвия" (Γ.Μαντζαρίδης. Παλαμικά. Σ.15). Вот почему святые отцы говорят о "плодоносном безмолвии". Если оно осуществляется должным образом, то приносит большую пользу человеку, преобразовывая его личность, обновляя его существо, соединяя его с Богом. Тем самым безмолвие исправляет и общество. Ведь если человек достигнет любви к Богу, то, конечно, вместе с ней он приобретет и человеколюбие. Исихазм это, собственно, жизнь в безмолвии. Хотя под исихазмом упоминается также аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы XIV века. Он учил, что сущность Бога непознаваема, однако Божество можно непосредственно созерцать и познавать благодаря присутствию в мире нетварных (т.е. существующих вечно) божественных энергий. Последователи этого движения, использовали специальный метод психофизического контроля. Правда священнослужители незнакомые с таким делом покатили было сначала бочку на Григория, но в результате спора Константинопольский собор 1351 года по этому делу оправдал исихастов. Правда были намного раньше ещё и иноки Святой горы Афон, которые похожим делом занимались. Процитирую ещё архимандрита Софрония о различии между богословием умозрительным и совершающимся в Боге: Цитата "Достижение подлинного созерцания без очищения сердца – невозможно. Только сердце, очищенное от страстей, способно к особому изумлению при созерцании непостижимости Бога. При этом изумлении ум радостно молчит, обессиленный величием созерцаемого. К состоянию созерцания иным путем идет богослов-мыслитель и иным – аскет-монах. Ум последнего не занят никакими размышлениями; он только, как сторож, безмолвно внимает тому, чтобы ничто постороннее не вошло в сердце. Имя Христа и заповеди Его – вот чем живут сердце и ум при этом "священном безмолвии"; они живут единою жизнью, контролируя все совершающееся внутри не логическим исследованием, а особым духовным чувством. Ум, соединившись с сердцем, пребывает в таком состоянии, которое дает ему возможность видеть всякое движение, происходящее в "сфере подсознания". (Этот термин современной научной психологии употребляем здесь условно, так как он не совпадает с представлениями православной аскетической антропологии.) Пребывая внутри сердца, ум усматривает в окружении его появляющиеся образы и мысли, исходящие из сферы космического бытия и пытающиеся овладеть сердцем и умом человека. В форме помысла, то есть мысли, связанной с тем или иным образом, является энергия того или иного духа. Натиск идущих извне помыслов чрезвычайно силен, и, чтобы ослабить его, монах вынуждается в течение всего дня не допускать ни единого страстного взирания, не позволять себе пристрастия ни к чему. Монах постоянно стремится к тому, чтобы число внешних впечатлений довести до последнего возможного минимума, иначе в час внутренней, умной молитвы все отпечатлевшееся неудержимою стеною идет на сердце и производит большое смятение. Цель монаха – достигнуть непрерывного умно-сердечного внимания; и когда после многих лет такого подвига, труднейшего всех других подвигов, чувство сердца утончится, а ум, от многого плача, получит силу отталкиваться от всякого приражения страстных помыслов, тогда молитвенное состояние становится непрестанным и чувство Бога, присутствующего и действующего, – великой силы и ясности" (Старец Силуан. С.127-128). Кстати говоря, интересно мнение современных православные богословов по поводу различных восточных дыхательно-медитативных практик. "Приводя свое сознание в особое состояние, он в лучшем случае "видит" тот тварный свет, который изначально присутствовал и присутствует в Божьем творении, но отнюдь не сами божественные энергии". Ведь также и монахи-исихасты используют особые приемы дыхания и положения в пространстве, которые способствуют молитвенному сосредоточению. Только они, типа, знают, что никакие человеческие действия не приведут к видению Бога, если того не пожелает Сам Бог, а опытные духовные наставники учат их отличать истинный Свет от ложного ))) Ну вот такая темка, интересно кто что думает на сей счет. |
|
|
|
Скоробей Безмолвие. Исихазм. 12.12.2006, 22:06
Лирик Если прекратить мысли в голове- то улучшится воспр... 29.12.2006, 2:39
Княжна Цитата(Лирик @ 29.12.2006, 1:39) Если пре... 29.12.2006, 9:58
Скоробей Цитата(Лирик @ 29.12.2006, 1:39) Если пре... 29.12.2006, 11:20
А.Рассадин Впервые узнал про исихазм из книги А. Байгушева ... 29.12.2006, 22:03
Shadow люблю помолчать!!
надо было все таки уходи... 24.10.2007, 11:14
kor Кому про безмолвие интересно - Кастанеду почитайте... 7.3.2009, 6:01
Скоробей Цитата(kor @ 7.3.2009, 5:01) Кому про без... 10.3.2009, 1:04
kor А что не так с "огнем изнутри"? С твоей ... 10.3.2009, 7:02
Скоробей Цитата(kor @ 10.3.2009, 6:02) А что не та... 11.3.2009, 0:22![]() ![]() |
|
Текстовая версия | Сейчас: 3.11.2025, 6:57 |