Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Дзен Буддизм
Россия-2 > Человек и общество > Вера и разум
Дзен По
Дзен Буддизм это такая хрень про которую никто не знает. А кто говорит, что знает топу Дзен По даст по башке палкой. Это и есть Дзен.
Змей
biggrin.gif

Ну ну, попробуй мне палкой lol.gif
Belyakin
1.

Дзэн, или буддийское течение «Будда Хридайя» («Сердце Будды») — ветвь махаянистского буддизма, имеющая ряд специфических особенностей. Наиболее важной из них считается вера в возможность достижения нирваны, просветления, минуя череду перерождений, сразу, посредством медитативной практики, через состояние сатори (кэнсё). Особый акцент делается на внутренний, персональный духовный опыт, при котором внешняя культовая атрибутика буддизма, равно как и священные тексты отходят на второй план. Именно поэтому дзэн не считается религией в строгом смысле, равно как и логически обоснованной философской системой.

Наставникам дзэн отводится роль указывающих направление духовного развития, чтобы ученик не стал, по выражению Вон Кью Кита, «натуралистическим еретиком». Дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения персонального просветления. Несомненным преимуществом дзэн перед другими буддистскими учениями является, следовательно, возможность достичь состояния нирваны не только аскетам, отшельникам и монахам (как в «фундаментальном» буддизме), но и любому человеку, постигшему суть дзэн через внутренний опыт. Особая роль в этом постижении отводится воле, необходимой для того, чтобы «порвать узы разграничения и неведения». Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками человеку, пожелавшему достичь просветления — сатори, проникновения в истинную суть вещей.

Wikipedia



2.

Дзэн-буддизм — это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной западной мысли. Это не религия и не философия, не психология и не наука. Это образец того, что в Индии и Китае называют “путь освобождения”, и в этом смысле дзэн-буддизм родственен даосизму, веданте и йоге. Как будет показано в дальнейшем, путь освобождения не поддается положительному определению. Его можно описать лишь косвенно, указав, чем он не является, подобно тому, как скульптор раскрывает образ, удаляя лишние пласты мрамора.

В историческом отношении Дзэн является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, хотя по существу он носит скорее китайский, чем индийский характер. С XII века Дзэн пустил глубокие корни в Японии и получил там поистине творческое развитие. Как порождение этих великих культур, как уникальный и в высшей степени поучительный пример восточного “пути освобождения”. Дзэн представляет собой ценнейший дар Азии миру.

Происхождение Дзэн в равной мере связано как с даосизмом, так и с буддизмом, и так как он обладает ярко выраженной китайской окраской, лучше, пожалуй, вначале рассмотреть его китайские истоки — и одновременно на примере даосизма показать, что такое “путь освобождения ”.

Большинство затруднений и мистификаций, возникающих перед изучающими Дзэн на Западе, объясняется их незнанием китайского способа мышления, который значительно отличается от нашего. Именно поэтому, если мы хотим критически отнестись к нашим собственным идеям, он и представляет для нас особый интерес. Трудность здесь состоит не в столько в том, чтоб овладеть какими-то новыми идеями, отличающимися от наших, так, например, как философия Канта отличается от философии Декарта или взгляды кальвинистов от взглядов католиков. Задача заключается в том, чтоб уловить и оценить различие в основных предпосылках мысли и в самом методе, мышления. Поскольку именно это часто игнорируется,— наша интерпретация китайской философии большей частью оказывается проекцией чисто европейских идей, облачённых в одежды китайской терминологии. Это неизбежный порок изучения философии Азии в рамках западной школы, с помощью слов, и только. В действительности слово становится средством общения лишь в том случае, когда собеседники опираются на похожие переживания.

Алан Уотс "Путь Дзен"



3.

Я хочу начать с того, что чань (кит. Дзен) - это не то же, что знание, но знание не совсем отдельно от чань. Чань - это не только религия, но религиозные свершения могут быть достигнуты через чань. Чань это не философия, но философия никоим образом не может выйти за пределы чань. Чань это не наука, но дух опоры на действительность и опыт требуется и в чань. Поэтому, пожалуйста, не пытайтесь разведать содержание чань из побуждений чистого любопытства, ведь чань - это не что-то новое, принесённое сюда [в США] людьми с Востока; чань присутствует везде, в пространстве без границ и во времени без конца. Однако, пока буддизм Востока не распространялся в западном мире, люди Запада не знали о существовании чань. Чань, преподаваемый людьми Востока на Западе, это, на самом деле, не действительный чань. Это метод для осуществления чань. Чань был открыт впервые принцем по имени Сиддхартха Гаутама (после просветления его звали Шакьямуни), который родился в Индии около 2500 лет назад. После того, как он стал просветлённым (и стал называться Буддой), он учил нас методу, как познать чань. Этот метод был передан из Индии в Китай, а затем в Японию. В Индии он назывался дхьяна, что произносится "чань" по-китайски и "дзен" по-японски. На самом деле, всё это одно и то же.

Существование чань - вселенское и вечное. Он не нуждается ни в каком учителе для передачи; что передаётся учителями - только метод, которым можно лично пережить этот чань.

Некоторые люди ошибочно понимают чань как какой-то вид таинственного переживания; другие думают, что можно достичь сверхъестественных сил через переживание чань. Конечно, практика чаньской медитации может вызвать разные виды странных явлений на уровне умственных и телесных ощущений; а также бывает, что, благодаря практике объединения тела и ума, человек может обрести умственную силу для управления внешними вещами или их изменения. Но такие явления - на которые смотрят, как на тайны религий - это не цель чаньской практики, поскольку они могут удовлетворить только чьё-то любопытство или манию величия, но не могут решить действительных проблем человеческих жизней.

Чань начинает с корня проблем. Он начинает не с идей завоевания внешней общественной или материальной среды, но с достижения глубокого знания о своём собственном "я". В миг, когда вы узнаёте, что такое ваше "я", это "я", которое вы теперь считаете собой, одновременно исчезает. Мы называем это новое знание о понятии "я" просветлением, или "видением своей сущностной природы". Так начинается помощь вам в глубоком решении настоящих проблем. А в конце вы обнаружите, что вы как существо вместе со всей реальностью - ничто иное как единая всеобщность, которая не может быть разделена.

Поскольку у вас самих есть несовершенства, вы чувствуете, что окружающее несовершенно. Это как зеркало с неровной поверхностью: отражённые в нём образы тоже искажены. Или это как поверхность воды, взволнованная рябью: луна, отражающаяся в ней, неправильна и беспокойна. Если поверхность зеркала чиста и гладка, или если воздух на поверхности воды тих и рябь успокоилась, то отражение в зеркале и луна в воде будут ясными и точными. Поэтому, с точки зрения чань, главная причина боли и несчастий, от которых страдает человечество - это не коварный окружающий мир, в котором мы живём, и не жуткое человеческое общество, но тот факт, что мы никогда не могли распознать свою сущностную природу. Так что метод чань - не направлять нас к избеганию действительности, не закрывать наши глаза, как [якобы] делает страус, когда приближаются враги, или зарывать наши головы в песок, думая, что все проблемы решены. Чань - это не самогипнотический идеализм.

Практикой чань мы можем устранить "я"; не только эгоистичное, малое "я", но и большое "я", которое в философии называется "Истина" или "Сущность". Только тогда свобода полна. Так что совершенный чаньский практикующий никогда не чувствует ответственность как бремя, не чувствует он и давления, которое условия жизни оказывают на людей. Он чувствует только, что постоянно воплощает энергию жизни в полноту действия. Вот выражение абсолютной свободы. Так что чаньская жизнь неизбежно нормальна и положительна, счастлива и открыта. Причина этого в том, что практика чань будет постоянно предоставлять вам средства для раскопки ваших драгоценных копей мудрости. Чем глубже копать, тем выше достигается мудрость, пока в конце концов вы не обретаете всю мудрость всей вселенной. Тогда нет ни единой вещи во всём пространстве и времени, которая не содержалась бы в охвате вашей мудрости. На этой ступени мудрость становится абсолютной; и, поскольку она абсолютна, слово мудрость больше не имеет значения. Будьте уверены, на этой ступени "я", которое влекло вас к достижению таких вещей, как слава, богатство и власть, или к бегству от страдания и опасности, полностью исчезло. Более того, даже мудрость, которая устранила ваше "я", становится ненужным для вас понятием.

Конечно, с точки зрения внезапного просветления чаньскому практикующему очень легко достичь этой ступени; тем не менее, прежде чем достичь врат внезапного просветления, надо вложить большие усилия в это путешествие. Иначе методы чань будут бесполезны.

Мастер Шен Ян
Дзен По
Однако много слов.
Ученик Дзен По был настырный малый. Он часто спрашивал, что такое Дзен. Поэтому все время ходил в синяках. А Дзен По часто менял палки. Поскольку бамбука в его краях не росло, то он покупал в хозяйственном магазине обычные черенки для лопаты, они, падлы, ломались часто. Впрочем, он подумывал об арматуре...
Пард
По поводу использование в Чань палок приведу цитату Учителя Ли Хунжи:
Цитата
Хочу еще раз подчеркнуть, что в наше самосовершенствование включены проповеди о Силе Духа и Законе. Монахи из некоторых буддийских монастырей, особенно монахи школы Чань, возможно, придерживаются своих соображений. При одном упоминании о проповеди Закона, он тут же отвернется. В чем тут причина? В школе Чань считают, что Закон нельзя проповедовать. Если он выражается словами, то это уже не Закон. Нет Закона, который можно проповедовать. Закон можно лишь принять сердцем. Поэтому в школе Чань ни о каком Законе не могут говорить. Все то, что передавал Бодхидхарма, основывается на словах Шакьямуни, который сказал - «Закон не имеет определенного выражения». На основании слов Шакьямуни Бодхидхарма и создал школу Чань. Мы считаем, что эта школа «лезет в бычий рог». Что значит «лезть в бычий рог»? Когда Бодхидхарма начал влезать в бычий рог, ему казалось достаточно просторно; когда дошло до второго патриарха, стало уже не очень просторно; третьему было еще кое-как, а когда дошло до четвертого, стало уже очень узко; пятому в основном уже некуда было лезть; а о шестом патриархе Хуэйнэне нечего уже и говорить. Если сегодня ты пойдешь учиться Закону в школу Чань, то ничего не спрашивай. Будешь спрашивать – получишь удар жезлом по голове, как говорится, «палкой и криком». Это значит: не спрашивай, осознавай сам. Ты говоришь: «Я пришел учиться, потому что ничего не знаю, так что же мне уяснять? А вы мне жезлом по голове?» Из этого и видно, что школа Чань уже до конца «влезла в бычий рог», уже больше не о чем говорить. Ведь Бодхидхарма предупреждал ведь, что его школа продлится только до шестого патриарха, не дольше. Несколько сот лет прошло, но все еще есть те, кто упрямо придерживаются давних принципов школы Чань. В чем истинный смысл слов Шакьямуни: «Закон не имеет определенного выражения»? Шакьямуни достиг уровня сознания Жулай. Никто из последующих монахов не смог поднять свое просветление до такого уровня сознания, на котором находится Шакьямуни, не смог понять его духовное состояние, не смог познать истинное содержание проповедуемого им Закона и истинное содержание сказанного им. Поэтому его последователи, каждый – на свой лад, толковали его проповеди, превратив все в полную путаницу, считая, что высказывание «Закон не имеет определенного выражения» говорит о том, что Закон нельзя проповедовать, иначе это уже не Закон. На самом же деле они исказили смысл высказывания Шакьямуни. После того, как Шакьямуни под деревом бодхи достиг открытия Силы Духа и просветления, он не сразу достиг уровня сознания Жулай. Проповедуя Закон в течение 49 лет, он непрестанно совершенствовался. Каждый раз, когда он поднимался на новый уровень сознания, он оглядывался в прошлое и обнаруживал, что все сказанное им о Законах оказывается неверным. Повысившись еще, он заметил, что Законы, проповедуемые им только что, также оказываются неверными. Так продолжалось и дальше. Все эти 49 лет он непрерывно совершенствовался. Каждый раз, достигнув более высокого уровня сознания, он обнаруживал, что Закон, проповедуемый им прежде, являлся лишь его поверхностным пониманием Закона. Обнаруживал, что Закон имеет свое проявление на каждом уровне развития сознания. На каждом уровне имеется свой Закон, но все они не являются абсолютной истиной Вселенной. Закон более высокого уровня развития ближе к свойству Вселенной, чем Закон более низкого уровня. Поэтому Шакьямуни и сказал: «Закон не имеет определенного выражения».


Окончание высказывания Учителя Ли Хунжи:
Цитата
Под конец Шакьямуни еще говорил: « Всю жизнь я не проповедовал никакого Закона». А школа Чань, подхватив эти слова, поняла их в смысле: нет Закона, который можно проповедовать. На склоне лет Шакьямуни уже достиг уровня сознания Жулай, но почему он сказал, что не проповедовал никакого Закона? Что он на самом деле хотел выразить этими словами? Он сказал вот о чем: даже я, достигнув уровня Жулай, не могу увидеть конечные принципы и конечный Закон Вселенной. Поэтому он велел последователям не принимать его слова за абсолютную, неизменную истину, чтобы не ограничивать их уровнем сознания Жулай или ниже его, не задерживать их на пути стремления к еще более высокому уровню. Но последователи не смогли уяснить истинный смысл его слов, поняв это в смысле: Закон не будет Законом, если его проповедуют. Фактически Шакьямуни хотел этим сказать, что на разных уровнях Закон выражается по-разному. Закон, проявляющийся на каждом уровне, не является абсолютной истиной Вселенной. Однако он играет руководящую роль на том уровне сознания, к которому относится. В действительности Шакьямуни говорил о таком положении.
В прошлом многие, особенно в школе Чань, придерживались тенденциозного подхода и крайне ошибочного понимания. Но если тебя не учить, то, как тебе заниматься и совершенствоваться? Буддийская религия содержит в себе множество преданий. Возможно, некоторые читали, как кто-то попал на Небо и очутился в Сукхавати (Царстве Небесном). Тут он обнаружил, что «Ваджра» (Алмазная сутра) совсем не такая, как у нас на Земле. В ней и слова другие, и смысл другой. Почему небесная «Ваджра» неодинакова с земной? Некоторые говорят, что сутры в Сукхавати полностью изменены по сравнению с теми, которые у нас внизу, не имеют ничего общего с нашими, не сходятся ни словами, ни смыслом. Произошло изменение. На самом деле это означает, что один и тот же Закон на разных уровнях развития сознания приобретает различные формы и играет разную роль для самосовершенствующихся.
Как известно, в буддийской религии есть брошюра под названием «Путевые записки о Сукхавати». В ней говорится, что как один монах, работая над собой, сидел в позе созерцания. Тут его Юаньнэнь (Изначальная душа) поднялась в обетованный небесный край Сукхавати, и открылись перед ним чудесные явления. Пробыла она там день и вернулась, а на земле уже прошло шесть лет. Она действительно что-то увидела или нет? Увидела. Но то, что она увидела, не было истинной картиной. Почему? Потому что она не достигла еще того уровня осознания, чтобы увидеть истинную картину. Перед ней раскрылось лишь воплощение Закона Будды, которое она увидела на своем уровне осознания. Такой Мир представляет собой воплощение сущности Закона, поэтому истинную картину ей не увидеть. По-моему, таков внутренний смысл фразы «Закон не имеет определенного выражения».
Сама_по_себе
Дайсэцу Тайтаро Судзуки
ЧТО ТАКОЕ ДЗЭН?
Дзэн не учит нас ничему в смысле умственного анализа, а также не предлагает никакой определенной доктрины в качестве руководства для своих последователей. В этом отношении дзэн, если можно так выразиться, произволен. Последователи дзэна могут иметь свои доктрины, но эти, доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзэну. Поэтому дзэн не имеет дела с какими-либо '«священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение. В таком случае, если бы меня спросили, чему учит дзэн, я ответил бы, что он ничему не учит. Какие бы учения ни содержались в дзэне, они исходят только из умов их создателей. Мы сами себе создаем учения. Дзэн только указывает путь. Если этот факт, сам по себе, не есть учение, то в дзэне, положительно, нет никаких специально созданных принципиальных доктрин или какой-либо основной философской системы. Дзэн претендует на свое родство с буддизмом, но все буддийские учения содержащиеся в сутрах и шастрах, с точки зрения дзэна, не больше, чем макулатура, польза которой состоит лишь в том, что с ее помощью можно только смахнуть пыль с интеллекта, но не больше. Не думайте, однако, что дзэн — это нигилизм. Всякий нигилизм — это самоуничтожение, не имеющее конца. Негативизм разумен, как метод, но высшая истина — это утверждение. Когда говорят, что дзэн не имеет никакой философии, что он отрицает всякий авторитет, что он отбрасывает всю так называемую «священную литературу», не следует забывать, что в самом этом отрицании уже содержится нечто совершенно положительное и бесконечно утверждающее. Дальше, по мере изложения предмета, это станет яснее.


Является ли дзэн религией?

Это не религия в популярном понимании, так как в дзэне нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет также никаких церемониальных обрядов, ни земли обетованной для отошедших в мир иной, и, наконец, в дзэне нет также такого понятия, как душа, о благополучии которой должен заботиться кто-то посторонний, и бессмертие которой так сильно волнует некоторых людей. Дзэн свободен от всех этих догматических и религиозных затруднений.

Набожный читатель может быть потрясен, услышав, что в дзэне нет Бога, но это не значит, что дзэн отрицает существование Бога. Дзэн не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что-либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении. В логике это неизбежно. Дзэн стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзэн не отрицает Бога, не утверждает его существования, так что в дзэне нет такого Бога, к которому привыкли еврейские и христианские умы. Дзэн в равной мере не является ни религией, ни философией.

Что касается тех различных изображений и статуй Будд, бодхисаттв, дзэна и других существ, которые можно встретить в храме дзэна, — это не больше, чем куски дерева, камня или металла. Я их могу сравнить с прекрасными цветами в своем саду. Я могу выбрать, например, камелии в полном цвету и поклоняться им, если захочу, — дзэн вполне допускает это. В таком поклонении нисколько не меньше религии, чем в поклонении статуям различных буддийских богов, а также в ритуале омовений святой водой или символического вкушения плоти и крови Христа. Все эти церемонии считаются большинством так называемых «религиозных людей» чем-то похвальным и священным, но в свете дзэн — это условности. Дзэн берет на себя смелость заявить: безупречные йоги не погружаются в нирвану, а нарушающие обет монахи не попадают в ад. Для обыкновенного ума это стоит в противоречии с общепринятыми законами морали, но здесь также заключается истина и жизнь в дзэне. дзэн — это дух человека. Дзэн верит во внутреннюю чистоту этого духа и его божественность. Все, что неестественно прибавляется или с силой вырывается, вредит целостности духа. Поэтому дзэн решительно против всяких религиозных условностей. Его религия, однако, налицо. Тот, кто поистине религиозен, с удивлением обнаружит, что, в конце концов, в варварских утверждениях дзэна содержится так много религии. Но сказать, что дзэн — это религия в том смысле, как ее понимают христиане или магометане, будет ошибкой.
Не следует также путать дзэн с той формой медитации, которую практикуют последователи «Новой мысли» или «Христианской науки», а также с медитацией индийских саньясинов или каких-либо других буддистов.Дхьяна в обычном понимании не соответствует практике, имеющей место в дзэне. Человек может размышлять над религиозными и философскими проблемами в процессе практики дзэна, но это носит лишь случайный характер: сущность дзэна совсем не в этом. Его цель — посредством проникновения в истинную природу ума так повлиять на него, чтобы он стал своим собственным господином. Такое проникновение в истинную природу ума или души является основной целью дзэн-буддизма. Поэтому дзэн — это нечто большее, чем медитация или дхьяна в обычном смысле этого слова. Практика дзэна имеет целью открыть око души — и узреть основу жизни.
А.Рассадин
Цитата
Дзен Буддизм это такая хрень про которую никто не знает


biggrin.gif Нешаблонное описание мировой религиозной системы буддизма имеется в первой главе шестой книги «Сравнительное богословие» smile.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2018 IPS, Inc.