Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Обучение работе в Linux
Россия-2 > Форумы поддержки работающих проектов > Линукс для всех > Вокруг Линукса
IVK
Это тема для всех, кто уже участвует или желает участвовать в обучении других людей использованию Линукса, или просто может что-то сказать по этому вопросу. Приглашаю вас обмениваться опытом и обобщать его - чтобы дело шло быстрее и качественнее. Для начала выскажу своё мнение.

Прежде всего, надо чётко отделить обучение в приказном порядке от добровольного : бессмысленно рассматривать то и другое вместе.
Первый вариант, естественно, встречается прежде всего в различных организациях. Яркий пример - школьный проект : тут приказ исходит "с самого верха" и должен коснуться, по идее, каждого школьника. Основная проблема здесь : равнодушие большинства (на всех уровнях) к свободному ПО. Но при хорошей организации и, главное, при наличии хотя бы немногих людей, готовых заниматься линуксизацией всерьёз, можно быстро достичь больших успехов. Подробнее говорить об этом не буду, поскольку сам в таком роде обучения не участвовал.

Теперь про обучение на добровольной основе - как правило, предполагающее установку пингвина на личные компьютеры. Тут тоже отчётливо выделяются два варианта : обучение дистанционное (обычно через Интернет) и непосредственное. Попробую сравнить их по разным показателям.

1. Доступность. Дистанционное обучение вообще-то доступно любому, у кого есть выход в Интернет. Форумов много; задавай вопросы, проверяй на практике ответы. Проблема в том, что тут самому приходится очень серьёзно работать. То есть в реальности этот вариант годится в основном для тех, кто сам неплохо разбирается в компьютерах, непременно хочет освоить Линукс и имеет свободное время. Сделать такую форму обучения более-менее общедоступной, на мой взгляд, невозможно. А непосредственное обучение, в принципе, доступно любому, кто вообще способен пользоваться компьютером : тут новичок сразу имеет дело с уже настроенным Линуксом, а работать в нём не сложнее, чем в винде. Вопрос в том, кто его настроит и поможет в случае чего. Обычно помощи ждать не от кого. Однако сеть помощи новичкам (и вообще взаимопомощи между линуксоидами) при большом желании создать можно - и это решит проблему. Поэтому я считаю, что надо делать ставку именно на непосредственное обучение.

2. Результативность. Дистанционное обучение обычно отнимает много времени и часто кончается провалом. Непосредственное проходит гораздо быстрее и, как правило, успешно.

3. Качество. Человек, освоивший Линукс с помощью форумов и т.п., обычно становится самостоятельным линуксоидом, тогда как обученный "на месте" чаще всего умеет лишь работать в Линуксе и слабо разбирается в его внутреннем устройстве. То есть в первом случае качество вроде бы гораздо выше. Но это иллюзия. Она создаётся тем, что, как уже говорилось выше, у большинства взявшихся обучаться дистанционно уровень компьютерной грамотности гораздо выше среднего; естественно, что и Линукс они осваивают намного основательнее, чем среднестатистический пользователь. На самом деле непосредственное обучение намного качественнее - прежде всего потому что возможность прямого доступа обучающего к компьютеру новичка резко повышает КПД обучения.

4. Наглядность (а значит - возможность обобщения опыта). Процесс дистанционного обучения, как правило, виден разве что самому новичку, поскольку он состоит из множества его вопросов, разбросанных по разным темам форумов (а то и вне форумов). Наоборот, процесс непосредственного обучения весь на виду : от нуля до момента, когда человек уверенно работает в новой для него ОСи. Соответственно, обучающий может обобщать и делать выводы на будущее.

Преимущества непосредственной формы обучения столь велики, что возникает логичный вопрос : а почему она до сих пор не стала основной? Да потому что она (в отличие от дистанционной) находится в зародыше, её потенциал раскрыт в ничтожной мере.

Мой опыт непосредственного обучения Линуксу, понятно, привязан к определённой местности, а потому вкратце описан здесь : Чекуевские пингвины . Но выводы из него более уместны как раз в теме "Обучение работе в Linux", поэтому повторю их здесь, с некоторыми поправками.

С чего лучше начинать?
Прежде всего надо основательно освоить мультисистему . Это гораздо проще, чем глубоко изучить Линукс - и притом совершенно необходимо. Если ещё слабо знаете Линукс - ладно, хотя бы как игровую систему параллельно с виндой его ставить сможете, для рекламы Линукса полезно. А вот если плохо разбираетесь в мультисистеме - тогда или Линукс не сможете поставить, или винду обвалите, или документы на винчестере угробите, или даже всё это сразу. В итоге дискредитируете и себя, и Линукс. Так что настоятельный совет : если взялись распространять Линукс - начните с изучения работы мультисистемы (не говоря уж о том, что и освоение его "только для себя" разумно начать с того же).

Для того, чтобы люди хотя бы знали о наличии альтернативы винде, и для тренировки можно сначала ставить Линукс желающим как игровую систему.
Мнение, что Линукс - не для игр, исходит, наверное, от тех, у кого куча денег, или от тех, у кого есть возможность в большом количестве доставать взломанные игры. А у большинства с этим не так просто. Поэтому любой Линукс, у которого на диске (или в сетевых репозиториях) много игр, весьма востребован как игровая система.
Характерная особенность игрового Линукса в том, что он, так сказать, дружит с виндой : линуксовые игры плюсуются к виндовым, и, если человек любит поиграть, то он, скорее всего, потом не захочет удалять ни одну из ОСей, чтобы не лишиться части игр. Тогда как рабочие (да и мультимедийные) программы обычно взаимозаменяемы, и если игры мало используются, то Linux и Windows весьма склонны выживать друг друга с компьютера - что, в нынешних условиях, обычно нежелательно.

Итак, на какие компьютеры устанавливать Линукс в первую очередь?
От самих компов это почти никак не зависит. У меня Альт-4 успешно устанавливался и настраивался на всех компьютерах, на которые я его ставил; если бы не получилось - наверняка подошёл бы другой Альт. Видимо, то же самое и с любым серьёзным дистрибутивом. То есть из-за железа даже какой-то другой дистр не надо держать в запасе (хотя создать такой запас легко).

А от чего тогда зависит? Не от чего, а от кого - от пользователей, естественно. А кому из них Линус может скорее всего потребоваться?
Тем, кто лучше разбирается в компьютерах? Но этот фактор имеет большое значение только при самостоятельном освоении Линукса. А при наличии действенной поддержки картина иная : кто в компьютерах понимает - легко освоит как Линукс, так и Windows, кто не понимает - будет мучиться с обеими ОСями, а кому нужны просто игры и мультимедиа - тому тем более всё равно. В моём случае не видно заметной связи между тем, хорошо ли человек разбирается в компах, и тем, умеет ли он ездить на пингвине.
Насколько я могу судить по своему опыту, дело обстоит так.
Основная причина появления у человека интереса к Линуксу - наличие тех или иных личных связей, прямых или косвенных, с линуксоидом, готовым помогать другим оседлать пингвина.
Если же говорить о непосредственной причине пробуждения такого интереса, то это, почти всегда - проблемы с Windows. Какие именно и когда возникают - это уже зависит просто от случая. Надо прямо сказать, что случайности здесь имеют огромное значение. Другое дело, что за ними легко проследить закономерность : где Windows - там проблемы; не одни, так другие, не сейчас - так через год, через два; а с проблемами обычно обращаются к тому, кто может помочь, к кому именно - зависит от личных связей; словом, логика понятна. Например, обратиться ко мне с виндовыми проблемами - почти наверняка означает получить пингвина на компе, и чем дальше - тем такой поворот дела неотвратимее smile.gif

Теперь о, так сказать, политике распространения Линукса.
Некоторые говорят, что надо устанавливать разные дистрибутивы, чтобы дать людям выбор и возможность сравнения. На практике этим может заниматься разве что крутой линуксоид с массой свободного времени. Я, например, в таком случае просто утонул бы в специфических проблемах разных дистров. Кому нужен выбор - пожалуйста, всяческих Линуксов (да и других свободных ОСей) у меня множество, бери и пробуй. Но сам я всем ставлю именно Альт (выбрал его, потому что это лучший из российских Линуксов) и именно с KDE. Потому что ставить всем одно и то же - гораздо проще и надёжнее; главное - отнимает намного меньше времени. А это намного важнее чисто теоретических рассуждений о свободе выбора.
Кстати, и свобода выбора между Линуксом и виндой у моих клиентов тоже быстро сходит на нет. Да, я и сейчас могу помочь с обеими этими ОСями, но теперь уже на очень разных условиях : Линукс - даром, а Windows... словом, ко мне лучше не обращаться (правда, винда никогда не приносила мне серьёзного дохода, и я могу просто отмахнуться от неё; сложнее тем, для кого заработок на ремонте/настройке компов имеет существенное значение : они зависят от своей сидящей на винде клиентуры). Но с существенным исключением : я и с виндой помогу, если не слишком трудно - и даже даром... если параллельно поставлю Линукс - желательно как основную систему. Разумеется, проводить такую политику, не распугав народ, можно лишь при условии, что Линукс на их компах будет работать хорошо и надёжно. А это ещё одна причина для того, чтобы всем устанавливать именно тот проверенный дистрибутив, которым сам постоянно пользуешься.
Так что свободой выбора и прочей демократией тут увлекаться не следует smile.gif А что, разве раньше была хоть какая-то свобода? Windows - и только Windows; а теперь - у кого-то по-прежнему "только Windows", а у меня "только Альт Линукс"(да и то в смягчённой форме); то есть только теперь в наших краях и появилась хоть какая-то возможность выбора.

Там, где кто-то целенаправленно занимается обучением Линуксу, у людей нет серьёзных преград для перехода на него; проблема скорее в недостатке стимулов для перехода. Отсюда такая зависимость от случайностей : пингвина замечают, когда к нему что-то подтолкнёт. Если подтолкнуло - то дело пойдёт.
Да, но дело обстоит так лишь в очень немногих местах; вообще же почти повсеместно никто пингвина целенаправленно не продвигает. Вот потому и не может развернуться сколь-нибудь серьёзно процесс непосредственного обучения Линуксу. Чтобы его оживить, нужно общение между его участниками (потенциальными, в том числе). Наш форум создан специально для поддержки обучения Линуксу на местах, а потому приспособлен именно для такого общения. Но вообще обсуждать этот круг вопросов я готов где угодно.

Таково вкратце моё мнение по данной теме. Оно, конечно, основано на ограниченном опыте и весьма субъективно. Был бы очень рад узнать, что другие думают об организации обучения работе в Linux.


IVK
Появилась новая информация к размышлению smile.gif
В Баклановской средней школе Альт обосновался уже довольно серьёзно, и вот мы устроили эксперимент по распространению его на домашние компьютеры. Подробности - в разделе "Линукс" Баклановского форума.
Дело ещё только начинается, но некоторые выводы делать можно уже сейчас.
Во-первых, найти желающих участвовать в подобных опытах хоть и не очень просто, но всё-таки можно. Вообще же в таких случаях даже один-единственный человек - даже поверхностно знакомый с компьютером и вовсе не разбирающийся в Линуксе - может очень много значить, если заинтересовался пингвином. Я это уяснил ещё тогда, когда открывал этот форум, и сейчас убеждаюсь в том же вновь.
Во-вторых, надо сразу определиться с тем, какой дистрибутив ставить. По-моему, лучше сборку Шигорина - Альт-5.0 с КДЕ3; кому так уж нужен КДЕ4 или что-то ещё, сами потом поставят.
В-третьих, необходим (в школе) локальный репозитрий и удобный способ его использования на домашних компах. Тут возможно немало сложностей.
В-четвёртых, ещё раз убедился в том, что хотя Линукс - дитя Интернета, именно проблемы с подключением к "паутине" чаще всего мешают переходу на пингвина. В данном случае - опять непонятки со "свистком", а именно "билайн-модемом".
В-пятых, здесь очень полезен может быть Gimp - но это в основном потому что у нас есть кому его продвигать.
В-шестых, надо по возможности всё-таки сначала более-менее спланировать и подготовить эксперимент, и лишь затем к нему приступать. А не действовать, как мы в этом случае smile.gif У нас всё началось настолько хаотично, что серьёзным линуксоидам есть над чем посмеяться smile.gif
Такие вот самые первые соображения по нашему новому эксперименту.
doctor_ORZ
Цитата(IVK @ 13.11.2010, 14:11) *
Во-вторых, надо сразу определиться с тем, какой дистрибутив ставить. По-моему, лучше сборку Шигорина - Альт-5.0 с КДЕ3; кому так уж нужен КДЕ4 или что-то ещё, сами потом поставят.

Ну, что ж... А по мне, если уж чего и ставить, то Lubuntu OpenStar
Ну, хотя бы потому, что "чем проще - тем надежнее". ИМХО - сборку надо ставить ту, под которой больше периферии работает (под которой работает именно ваша)
Хотя, что то мне подсказывает, что через пару месяцев (хорошо - через полгода) мы увидим новые баталии - RPM&DEB.
kostyalamer
Цитата(IVK @ 13.11.2010, 14:11) *
В-шестых, надо по возможности всё-таки сначала более-менее спланировать и подготовить эксперимент, и лишь затем к нему приступать. А не действовать, как мы в этом случае smile.gif У нас всё началось настолько хаотично, что серьёзным линуксоидам есть над чем посмеяться smile.gif

Не обращай на таких линуксоидов внимания, они как правило много критикуют а сами ничего не делают.
Вообще вы молодцы, почитываю тему иногда ( когда изохи собираются ) что бы быть в курсе smile.gif
robinzoid
Не-е, братцы, сырой у нас "эксперимент" получается. Во-первых, человека, чей образовательный уровень в командной строке явно ... м-м-м... недостаточен, повели в такие дебри, что кто другой на её месте давно послал бы нас куда подальше и был бы прав. "Обучением" таковое назвать нельзя. Это скорее натаскивание. У человека нет никакого понимания, что именно она делает. Какой процесс и каким образом. Вообще, нормальная лабораторная работа идёт после изучения темы. Когда ученик в состоянии понять происходящее.
Я сам, признаться, не пойму зачем так уж сразу надо было влезать в "модесвич" когда эмуляцию CD-ROM'а можно отключть в среде Виндовс приложением Hyper Terminal, и сразу переходить к настройке модемного соединения. Но если сочтено необходимым поступать так, то хотя бы какое-никакое объяснение происходящему давать надо.
Просто сказать "набери то-то и то-то а потом покажи мне что происходит" - это не обучение. Так мы получим только тип техников Трантора из 5-й части Основания Азимова.
IVK
Дискуссию про Альт и Убунту переместил в соответствующую тему.
IVK
Цитата(robinzoid @ 13.11.2010, 22:14) *
Не-е, братцы, сырой у нас "эксперимент" получается

Спонтанный. Репозиторий не готов, так что поставили "нулёвую" систему, без обновлений и дополнительного ПО (без того же usb_modeswitch, к примеру). Винду на ноутбуке с Линуксом на ПК через Самбу не соединили. И т.п. Хорошо ещё, что Юля, по её собственному признанию, любит трудности! biggrin.gif

Цитата(robinzoid @ 13.11.2010, 22:14) *
Во-первых, человека, чей образовательный уровень в командной строке явно ... м-м-м... недостаточен, повели в такие дебри, что кто другой на её месте давно послал бы нас куда подальше и был бы прав.

То, что эксперимент держится на Юлином энтузиазме - очевидно smile.gif

Цитата(robinzoid @ 13.11.2010, 22:14) *
"Обучением" таковое назвать нельзя.

Обучение азам работы в командной строке - это именно обучение, и как раз тут прогресс налицо.

Цитата(robinzoid @ 13.11.2010, 22:14) *
Я сам, признаться, не пойму зачем так уж сразу надо было влезать в "модесвич" когда эмуляцию CD-ROM'а можно отключть в среде Виндовс приложением Hyper Terminal, и сразу переходить к настройке модемного соединения

На самом деле что через Hyper Terminal, что через modeswitch - теоретически одинаково просто, я выбрал второй вариант потому что
1. уже успешно применял его у себя, тогда как Hyper Terminal'ом не пользовался вообще никогда.
2. modeswitch всего лишь меняет настройки Линукса, не трогая модема, тогда как Hyper Terminal что-то меняет в самом модеме. У меня нет никакого желания дистанционно руководить исправлением модема, которого я в глаза не видел, с помощью программы, которой отродясь не пользовался. Если кто-то другой за это возьмётся - пожалуйста.

IVK
Перечитал тему - уже отчасти иными глазами, опираясь на опыт, накопленный в ходе нашего эксперимента по распространению Линукса на домашние компы с опорой на школу. Кое-что можно подправить :

Цитата(IVK @ 26.5.2010, 18:13) *
Теперь про обучение на добровольной основе - как правило, предполагающее установку пингвина на личные компьютеры. Тут тоже отчётливо выделяются два варианта : обучение дистанционное (обычно через Интернет) и непосредственное.

В этом случае грань между дистанционным и непосредственным обучением как-то размывается. Когда человек сам ставит Линукс и сам настраивает, но в крайнем случае более опытный линуксоид может ему помочь напрямую - это уже не дистанционное и не непосредственное обучение, а какое-то иное - причём, по-моему, это и есть оптимальный вариант.

Цитата(IVK @ 26.5.2010, 18:13) *
Основная причина появления у человека интереса к Линуксу - наличие тех или иных личных связей, прямых или косвенных, с линуксоидом, готовым помогать другим оседлать пингвина.

Да, это и в баклановском эксперименте налицо.... но не столь явно, как у меня. Когда пингвин опирается на школу, то намного шире круг потенциальных линуксоидов, а потому намного больше выбор, и вот это :
Цитата(IVK @ 26.5.2010, 18:13) *
В моём случае не видно заметной связи между тем, хорошо ли человек разбирается в компах, и тем, умеет ли он ездить на пингвине

к баклановскому эксперименту как-то не очень относится. Там такая связь всё-таки просматривается.

Цитата(IVK @ 26.5.2010, 18:13) *
Если же говорить о непосредственной причине пробуждения такого интереса [к Линуксу], то это, почти всегда - проблемы с Windows

Да, в наших краях - так. В Баклановке - едва ли.

Причём все эти поправки, если приглядеться, взаимосвязаны. Когда пингвин наступает на домашние компы не с такого же домашнего, а из школы, то это, несомненно, создаёт совершенно иную обстановку smile.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2018 IPS, Inc.